История Великого поста восходит к глубокой древности. Как известно, слово «пост» происходит от греческого слова «апастия» и дословно переводится как «тот, кто ничего не ест». Эта концепция была применена к людям, которые придерживались здоровой диеты и отказывались от определенных видов пищи, чтобы похудеть или выздороветь.
СУТЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Истинный пост – это отказ от различных видов зла, как физического, так и духовного. Суть поста – воздержание (на церковном языке это называется аскетизм), в духовном воспитании и укреплении воли, а также в совершении добрых дел.
В этот период необходимо отвергнуть и искоренить в себе всякое зло и гнев: разум необходимо очистить от суетных мыслей, память – злые воспоминания, воля – злые желания, язык – богохульство, ложь, от светской беседы, сквернословие язык и т д. Без соблюдения всей этой сдержанности пост превращается в обычную диету.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕЛИКИЙ ПОСТ?
Великий пост – самый продолжительный и самый суровый, а также самый значительный из всех христианских постов. На церковном языке он называется Святыми сорока днями и длится 7 недель.
Наиболее жесткие ограничения предполагаются в первую неделю Великого поста и Страстей, то есть последнюю неделю перед Пасхой. Это по православным канонам время самых горячих молитв и почитания Бога.
Худеть в Великий пост жидким каштаном >>> Пора! Полностью растительные ингредиенты, доказавшие свою эффективность
ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Цель Великого поста – унизить дух и подготовить верующих к празднованию светлого воскресения Христа через покаяние, углубление высокодуховной внутренней жизни, отречение от материальной и материальной стороны жизни.
В этот период основное время следует посвятить молитвам и службам, вспоминая смерть и воскресение Иисуса Христа. Потому что Великий пост – бесценный дар народу нашего Спасителя Иисуса Христа, 40 дней поста в пустыне, где он ничего не ел и не пил. Этот дар миротворца эмоциональных страстей поистине бесценен для всех, кто ищет спасения.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПО БИБЛИИ
Упоминания в Ветхом Завете
История возникновения поста восходит к временам Ветхого Завета и создания человека. Бог дал людям заповедь поститься, когда они были еще на небесах: именно тогда Он позволил Адаму и Еве есть плоды любого дерева в Эдемском саду, но Бог запретил им есть плоды с дерева познания хорошее и плохое.
Таким образом, в истории Ветхого Завета можно найти множество примеров, когда преданные Богу люди пережили все самые важные моменты своей жизни с постом.
Например, пророк Моисей поднялся на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и 40 дней постился без пищи и воды.
Пророк Илия также соблюдал пост в течение 40 дней на пути к горе Бога Хорива и возносил молитвы Всевышнему.
В еврейской среде еще со времен Ветхого Завета существует традиция поститься два раза в неделю, по вторникам и четвергам.
Упоминания в Новом Завете
В христианской среде, во времена Нового Завета, родилось также правило поста два раза в неделю, но по средам и пятницам.
В Новом Завете Иисус Христос часто беседовал со своими учениками о самоконтроле, рассказывая им о тайнах поста. Иисус, как упоминалось выше, постился 40 дней, и, следуя его примеру и учению, его апостолы также постились. Своим наглядным примером и учением Христос вместе со своими святыми учениками доказал всем, что пост, как плотское, так и духовное воздержание, наряду с другими средствами спасения, положены в основу построения Церкви Божией они заповедали пост всем верующим, и Церковь постоянно их соблюдает.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Прошло два долгих тысячелетия, прежде чем он окончательно оформился в том виде, в котором Великий пост существует сегодня. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время менялись одновременно с формированием и развитием самой Церкви.
II–III века
История Великого поста берет свое начало в Пасхальном посте, который во II-III веках происходил в ночь перед Пасхой в память о Страстях Христовых. Тогда христиане восприняли ту же Пасху либо как праздник Воскресения, либо как воспоминание о Страстях Христовых, либо как то и другое вместе.
Длина этого шеста и условия его длительного удержания зависели от местности. Так, уже в третьем веке его продолжительность составляла от 1 дня до 40 часов или до целой недели. Следует отметить, что суть 40-часового поста заключалась в абсолютном отказе от еды, и уже тогда в нем соединились ключевые принципы, которые впоследствии стали основой Великого поста, а именно: повторение 40-дневного поста Иисуса. Христос в пустыне и готовится к празднованию Пасхи.
Вторая половина III века – IV век
Во второй половине III-IV веков мы находим первые упоминания о 40-дневном посте, но доподлинно неизвестно, был ли он связан исключительно с Пасхой.
Одной из причин возникновения Великого поста считается пост накануне Крещения Господня. В третьем веке обряд крещения совершался в пасхальную ночь, но соблюдение ограничений перед самим обрядом крещения практиковалось Церковью с первого века. Поэтому посты накануне Крещения и Пасхи могли соединяться друг с другом.
По мнению большинства историков, первое неоспоримое свидетельство 40-дневного пасхального поста находится в Послании святого Афанасия Великого. Согласно этому сообщению, Великий пост начался за 6 недель до Пасхи, а после исключения субботы вместе с воскресеньем в канун Пасхи была получена продолжительность 40 дней. Особого внимания заслуживает тот факт, что в посланиях святого Афанасия этот пост никоим образом не приравнивается к 40-дневному пребыванию Иисуса в пустыне (однако посты пророков Моисея, Давида и Даниила упоминаются как прототипы), но он трактуется как аскетические приготовления к празднику Пасхи.
Конец IV века — начало V века
Обязанность соблюдать Великий пост для всех христиан была установлена 69-м Апостольским каноном, последнее издание которого имело место в конце 4-го века.
В конце IV – начале V века 40 дней Великого поста уже были приняты повсеместно в церквях, но исчисление его дней зависело от местности, и традиции поста также были разными. С наступлением длительного периода аскетизма возникло множество различных традиций, связанных с соблюдением установленных правил. Общим для всех христиан был запрет на пост по воскресеньям и на некоторых территориях по субботам.
Так, в Риме они постились 3 недели, прерывая его по субботам и воскресеньям, а в Греции и Александрии они постились непрерывно в течение 6 недель. Кто-то отказывался от пищи животного происхождения, кто-то ел рыбу, а кто-то птицу. Те, кто придерживался строгого голодания, также исключили из рациона яйца и фрукты, остальных в основном довольствовались только панировочными сухарями.
Таким образом, значение Великого поста неразрывно связано с историей его возникновения и образования.