Храм Святых апостолов Петра и Павла г. Смоленска

Мы неизвестны, но нас узнают; нас считают мертвыми, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; мы опечалены, но всегда счастливы; мы бедны, но многих обогащаем; у нас ничего нет, но есть все.

Апостол Павел

1. Краткая история храма

Храм во имя верховных апостолов Петра и Павла, расположенный в Смоленске на улице Кашена, является одним из старейших на Смоленской земле. О древнем периоде его истории почти ничего не известно. Строительство церкви относится к середине 12 века, во времена правления Ростислава Мстиславича в Смоленске.

После взятия Смоленска польскими войсками храм преобразовали в церковь. В это время, в 1632 году, были пристроены двухэтажные комнаты, предназначенные для католического архиепископа. Только после возвращения Смоленской земли России храм снова стал православным.

В середине 18 века. Произведена полная реконструкция храмового комплекса. Церковь Петра и Павла практически потеряла свой первозданный вид. На его западной стороне построена церковь в честь великомученицы Варвары. В 1812 году церкви были разграблены французами, но в следующем году начались восстановительные работы в святилищах, оплаченные государством.

Храм Святых апостолов Петра и Павла г. Смоленска

Церковь Петра и Павла с прилегающей церковью великомученицы Варвары. Фотография 1870-1880 гг

После революционных событий 1917 года храм еще некоторое время оставался действующим. С 1927 по 1935 год при архиепископе Серафиме (Остроумове) это был собор, то есть главный храм Смоленской епархии. Потом храм закрыли.

В 1943 году во время боевых действий храмовый комплекс был частично разрушен. Реставрационные работы начались только в 1960-х годах. Именно во время этих работ под руководством П.Д. Барановского было проведено масштабное исследование храма, позволившее восстановить первоначальный облик старинной церкви.

В 1991 году в Петропавловской церкви возобновились богослужения.

Храм Святых апостолов Петра и Павла г. Смоленска

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла. Смоленск

История Петропавловской церкви неразрывно связана с именем нашего великого соотечественника Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984) – русского, советского архитектора, реставратора памятников древнерусского зодчества, сохранившего около сотни старинных церквей. Благодарные смоленцы свято чтят это имя за реставрацию средневековых храмов в Смоленске (апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, Архангела Михаила и др.), Проведенную в 1923-1963 гг., А также для его подвиг при восстановлении монастыря Санта-Тринита-Герасимо-Болдин.

Читайте также:  Церковь Александра Свирского в Донском монастыре

Храм Святых апостолов Петра и Павла г. Смоленска

Барановский П.Д

П.Д. Барановский писал о церкви Петра и Павла: «Предельно простые, лаконичные формы, полные величия и монументальности церкви Петра и Павла невольно напоминают нам, что древняя Русь через Византию была наследницей древних традиций, этой простоты и монументальности гармония форм, лежащая в основе этой архитектуры, была успешно продолжена и талантливо переработана нашими древними народными мастерами.

Реставрация этого памятника старинного смоленского зодчества – один из примеров реализации принципов бережного и бережного отношения к уникальному наследию отечественной культуры. Подлинные исторические памятники, свидетели труда и свидетельства творческого таланта народных мастеров, украшающие наши города, воспитывающие любовь к Родине, должны быть дороги и бережливы не только в настоящем, но и в первую очередь в будущем».

  1. Как П.Д. Барановский описывает архитектуру Петропавловской церкви?
  2. Почему, по мнению П.Д. Барановского, следует сохранять памятники старины?

Составьте хронологию развития храмового комплекса Петра и Павла.

2. Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел

Христианство распространилось по земле благодаря великим подвигам учеников Господа Иисуса Христа – апостолов. Среди них особое место занимают Петр и Павел. Книга «Деяния апостолов», вошедшая в Новый Завет Библии, рассказывает об их жизни, проповедях и трудах.

При рождении Пьетро звали Симоне. Он и его брат Андрей были рыбаками, представителями самой простой и неприхотливой профессии. Однажды они услышали слова Иисуса: «Следуй за мной, и я сделаю вас ловцами человеков». Они послушались, закинули сети и таким образом стали первыми призванными апостолами Иисуса Христа. Для твердости веры Христос призвал Симона Петра, что в переводе с греческого означает «камень». Накануне распятия Петр пообещал Христу, что не оставит его под страхом смерти, но Христос ответил: «В эту ночь, пока не пропел петух, ты трижды откажешься от меня». Это случилось позже. Петр покаялся, и Иисус принял его покаяние.

Читайте также:  Женский монастырь Дивеево

Храм Святых апостолов Петра и Павла г. Смоленска

Апостол Петр. Икона шестого века. Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет.

Павел был назван Савлом при рождении – в честь древнего царя Саула, который также происходил из иудейского колена (колена) Вениамина. Отец Саула получил римское гражданство и передал эту привилегию своему сыну. Возможно, Павел (лат. Paulus – маленький) было его римским вторым именем. Саул получил блестящее для того времени образование. Он ревностно соблюдал Закон Ветхого Завета и вначале был среди гонителей христиан. Однажды он даже возглавил карательную экспедицию против последователей Иисуса Христа и привел арестованных христиан в Дамаск. По дороге ему явился воскресший Христос и спросил: «Савл, Савл! почему ты преследуешь меня? Тебе тяжело противостоять придурку. «С этого момента его жизнь никогда не могла быть прежней: Павел получил духовное зрение и посвятил свою жизнь проповедованию от Того, кого он ранее преследовал.

Храм Святых апостолов Петра и Павла г. Смоленска

Апостол Павел. Художник-иконописец: Андрей Рублев. Икона Государственной Третьяковской галереи 1410-х годов.

Апостольское служение Петра в первую очередь было направлено его соплеменникам, которые принадлежали к ветхозаветной религиозной традиции, которые не принимали Иисуса Христа как Сына Божьего и воплощенного Спасителя. А Павел проповедовал в основном грекам, римлянам и другим народам, представителям эллинистической языческой культуры. Однако именно Петр первым обратил в христианство представителя другого народа, когда крестил римского военачальника центуриона Корнилия, уверовавшего во Христа.

Согласно легенде, оба апостола приняли мученическую смерть в Риме. По церковному преданию, в 67 г они были казнены по приказу императора Нерона в один день – 29 июня. В этот день (по современному гражданскому календарю или новому стилю – 12 июля) Церковь отмечает их память.

Читайте также:  Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Храм Святых апостолов Петра и Павла г. Смоленска

Апостолы Петр и Павел. Икона конца 14 – начала 15 века. Успенский собор Московского Кремля

Что такое любовь? Любви посвящены тысячи произведений искусства: романы, стихи, стихи, живопись, скульптура, музыкальные произведения, – сотни научных трактатов (философских, психологических, культурных, литературных, богословских и др.). В христианской культуре это слово имеет глубокое и возвышенное значение. В христианском смысле любовь – это не просто чувство или эмоция. Апостол Павел в «Гимне любви» ниже показывает ее проявление в действии, говорит о том, как должны поступать любящие людей. Главный закон христианской жизни – это закон любви. Любовь к Богу проявляется в любви к ближнему.

Прочтите отрывок из 13-й главы первого письма Павла коринфянам (жителям города Коринфа), названного «Гимн любви», и ответьте на вопрос.

«Если я говорю на человеческом и ангельском языках, но не имею любви, то я играю на медных духах или играю на клавесине. Если у меня есть дар пророчества, и я знаю все секреты, и у меня есть все знания и вся вера, так что я могу свернуть горы, но у меня нет любви, тогда я ничто. И если я раздаю все свое имущество и сожгу свое тело, но у меня нет любви, для меня нет никакой пользы. Любовь долготерпела, милосердна, любовь не завидует, любовь не возвышает себя, она не гордится, не гневается, не ищет своего, не раздражается, не думает о зле, она не радуется несправедливости, но радуется истине; Он все покрывает, всему верит, на все надеется, все терпит. Любовь никогда не прекратится, даже если прекратятся пророчества и языки, и знание будет уничтожено».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии