Преображение Господне

Праздник Преображения Господня еще называют Вторым Спасителем или Яблоком. Этот двенадцатый праздник всегда отмечается 19 августа (6 августа по старому стилю) и имеет один день до праздника (18 августа) и семь дней после праздника (20-26 августа). Доставка партии состоится 26 августа. Преображение Господне всегда происходит в дни Великого Поста. Карта позволяет есть в этот день еду с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

 

Преображенский

Преображение Господне. События праздника

Праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Трансформация (от греч. Metamorphosis, лат. Transfiguratio) означает «превращение в другой вид», «изменение формы». Так называется одно из важнейших событий в истории Евангелия, которое произошло незадолго до воскресения Христа. О Преображении Господнем писали три евангелиста: Матфей, ​​Лука и Марк. Незадолго до крестных страданий Господь начал говорить ученикам о грядущих событиях:

Он должен пойти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и воскреснуть на третий день (Матфея 16:21).

Господь также пообещал, что ученики увидят Его славу до того, как настанет время страданий.

После этих слов, восемь дней спустя, взяв Петра, Иоанна и Иакова, он поднялся на гору помолиться. И когда он молился, облик его лица изменился, и его одежды стали белыми и блестящими. Итак, с ним разговаривали два человека, Моисей и Илия; явившись во славе, они рассказали о его исходе, который он должен был совершить в Иерусалиме. Но Петр и те, кто был с ним, тяжело спали; но когда они проснулись, они увидели его славу и двух мужчин, стоящих с ним. И когда они отвернулись от Него, Петр сказал Иисусу: Учитель! нам хорошо здесь быть; мы делаем три кущи: одну вам, одну Моисею и одну Илии, не зная, что он говорил. Когда он это сказал, появилось облако и окутало их тенью; и они испугались, когда вошли в облако. И раздался голос из облака, который сказал: Это Сын Мой возлюбленный, послушай его. Когда раздался этот голос, Иисус остался один. И они молчали и никому в те дни не рассказывали о том, что видели (Лк 9, 28-36).

Хижины, которые предложил устроить Петр, — это временные жилища, хижины или палатки. Апостолы видели, как великие израильские пророки — Моисей и Илия — являлись Господу. Толкователи Евангелий объясняют, что Моисей символизирует мертвых, Илия — живых, поскольку он был взят на небеса при жизни. Таким образом, Христос явился ученикам как вождь живых и мертвых. Одежды Господа были белы, как снег. Его лицо трансформировалось и изменилось. Апостолы видели лишь проблеск, великолепие другого — вечного мира. И когда они услышали голос Бога Отца: «Это сын мой возлюбленный, в котором все мое удовольствие; Слушайте его », — их охватил страх, они упали лицом вниз. Иисус Христос успокоил их словами: «Вставайте и не бойтесь». Поднявшись с земли, апостолы увидели Спасителя. Моисей и Илия уже были невидимы. Лицо и одежда Иисуса Христа уже имели обычный вид. Спустившись с горы, Господь повелел ему молчать о том, что он видел, до тех пор, пока не исполнятся события, о которых он говорил с пророками.

Богословское толкование праздника

Преображение Сына, о котором Отец свидетельствует голосом из светящегося облака Святого Духа, есть явление Лиц Пресвятой Троицы в едином Божестве. Преобразование показывает, что в Иисусе Христе объединены две природы: божественная и человеческая. Во время Преображения божественная природа Христа не изменилась, а раскрылась только в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, это случилось «показать нам грядущее преобразование нашей природы и ее будущее, грядущее в облаках во славе с ангелами». Также символично появление Моисея и Илии. По словам Иоанна Златоуста, «умерший и еще не знавший смерти» явились, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, Он господствует над небом и землей».

Пророки возрадовались, увидев здесь Его человечность, которой они не видели раньше. Апостолы также обрадовались, потому что они увидели здесь славу Его Божественности, которую они прежде не понимали, и они услышали голос Отца, свидетельствующий о Сыне… Здесь было тройное свидетельство: голос Отца, Моисей и Илия. Они стояли перед Господом, как служители, и смотрели друг на друга: пророки апостолам и апостолы пророкам, святой Моисей видел просвещенного Симона Петра, управителя, поставленного Отцом, он смотрел на управителя, поставленного им. Сын; Дева Ветхого Завета Илия увидела деву Нового Завета Иоанна; Тот, кто сел в огненную колесницу, смотрел на лежащего на огненных персов Христовых. Таким образом, гора представляла Церковь, потому что Иисус объединил на ней два завета, принятые Церковью, и показал нам, что Он — Податель обоих.

инок Ефрем Сирин

Преображение Господне. История праздника

Преображение Господне произошло за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа. Но этот праздник, по многовековой традиции, один из неподвижных, вне зависимости от даты Пасхи. По установившейся традиции он отмечается в августе, за 40 дней до Воздвижения Креста Господня, когда Церковь еще помнит крестные страдания и крестную смерть Господа. Этот праздник был учрежден в 4 веке — после того, как император Константин прекратил гонения на христиан, а его мать Елена Пари агли Апостоли посетила Палестину и построила множество церквей в местах евангельских событий.

Гора Преображения: Фавор и Ермон

Название горы, на которой преобразился Господь, в Евангелиях не указано. Согласно легенде, это произошло на горе Фавор, недалеко от Назарета. На горе Фавор был построен храм в честь Преображения Господня. Очевидно поэтому считается, что именно на горе Фавор Господь преобразовался. Эта легенда отражена в текстах праздничных песен и канонов, которые были составлены после учреждения праздника.

Преображенский

Гора Фавор (слева) и Хермон (справа)

Однако современные исследователи считают, что Преображение произошло на другой горе — Хермона, поскольку она выше Фавора и более изолирована. В Фаворе во времена Спасителя была римская крепость, окрестности были густо населены, поэтому места для уединенной молитвы было мало. Кроме того, Хермон расположен к северу от Фавора, и события, описанные в Евангелиях, свидетельствуют о том, что Господь и его ученики отправились на север. Евангелист Марк также пишет, что после Преображения Господь и апостолы прошли через Галилею, что также предполагает, что они направлялись в Иерусалим из окрестностей Хермона. «Фавор и Ермон возрадуются твоему имени», — пророчески говорят Псалмы (Псалом 88, 13).

Преображение Господне. Богослужение

Богослужение в праздник Преображения Господня складывалось постепенно. Тексты праздничных служб, которые мы слышим сегодня в церквях, были написаны византийскими гимнографами в V-VIII веках. Самые известные певцы: Анатолий, Константинопольский Патриарх (V век), преподобные Джованни Дамаскено и Козьма ди Маюм (VIII век). Следует отметить, что на праздничной службе указаны авторы некоторых стихов, поэтому мы не знаем всех гимнографов. Стихеры на праздник Преображения Господня описывают события, свидетелями которых были ближайшие ученики Христа, а также содержат пророчества о них и толкование случившегося. Тексты праздничного богослужения указывают на значение Преображения Господня. Иисус Христос был преобразован, чтобы убедить апостолов в своей божественности и, таким образом, подготовить их к «зрению» Его будущих страданий и научить, что люди, которые «утолили вершины добродетелей, будут достойны божественной славы».

Библиотека русской веры
Канон при Преображении Господнем

Стихера на великой вечерни Преображению Господню

Церковнославянский текст:

На горе, высоцэ пребражс сп7с, топ0вныз е3мёз узнки2, славный є4 показывает высоту достоинства прежнего, и 3 наиболее действенных способа сделать это клейким с хrт0мъ мкисей е3 е3ліS, показывая аху кwla и3 e4 так же, как и закон e3. є3му1же i3 glas n§l, u3z блака света после прохождения glz, затем2 send и 4 того же krt0m ѓda plani1vsha, and3 мертвецов, которые оживляют веки.

Русский текст:

На высокой горе Спаситель преобразился, имея с собой верховных учеников, он сиял великой славой, показывая, что те, кто достигли высот божественных добродетелей и славы, будут удостоены чести. Моисей и Илия говорили со Христом, показывая, что Он властен над живыми и мертвыми. И это Бог, который в древности говорил посредством закона и пророков. Голос Отца свидетельствовал о нем из светящегося облака: «Слушайте того, кто схватит ад крестом и даст вечную жизнь мертвым!».

Тексты молитв напоминают верующим о пророчествах и прообразах чудесного события. Таким образом, стих из Псалтири повторяется несколько раз: «Фавор и Ермон возрадуются во имя Твое» (Пс. 88,13).

Паремии на Преображение Господне

В начале вечерней службы читаются паремии, извлеченные из книг Ветхого Завета. Первая паремия повествует о Моисее, который поднялся на гору Синай, где Господь дал ему Скрижали Завета с Заповедями. Встав, Моисей увидел облако, знак того, что Господь присутствует на этом месте. Этот отрывок из книги Исход читается в служении Преображения, потому что снова Господь является Моисею в облаке. Как на Синае пророк получил Скрижали Завета, так теперь ученики и пророки слушают заповедь Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все мое удовлетворение; Послушай это. «Моисей является свидетелем Преображения Господня, свидетельствуя, таким образом, о том, что Ветхий Завет подошел к концу, пришел Новый. Как Моисей принес заповеди народу Израиля, так теперь апостолы принесут Евангелие всем наций.

Во второй паре мы все еще слышим о Моисее. Пророк обращается к Господу и просит его показать славу Божью, он хочет увидеть Бога лицом к лицу. В ответ Моисей чувствует, что ни один смертный не может увидеть Бога лицом к лицу. Пророк слышит повеление Бога войти в трещину в скалах, и когда Господь пройдет мимо, «вы увидите меня сзади, но моего лица не будет видно [вам]». Этот текст читается во время праздника именно потому, что во время Преображения, спустя столетия после своей смерти, Моисей разговаривает с Богом лицом к лицу.

Третья паремия — отрывок из Третьей книги Царств повествует о пророке Илии, который также явился Христу во время Преображения Господня. Стремясь восстановить истинное поклонение Израилю, Илия терзается из-за того, что его усилия почти не увенчались успехом. Илия также просит у Бога смерти. Ему является Ангел Господень, дает ему хлеба и воды, приказывает ему есть и пить. Затем Илия идет на гору Хорив. По прошествии сорока дней и сорока ночей, достигнув горы, пророк слушает голос Бога: «Выйди и стань на горе пред лицем Господа, и вот, Господь пройдет мимо и сильный и сильный ветер раздирающие горы и сокрушающие скалы перед Господом, но Господь не в ветре; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения есть огонь, но нет Господа в огне; после огня дуновение тихого ветра [и есть Господь] »(3 Царств 19, 11-12).

Преображение Господне. Иконы

Самые старые из сохранившихся изображений Преображения Господня относятся к VI веку. Прежде всего, это мозаика из церкви Сант-Аполлинаре (San Apollinare in Classe) в Риме. В центре — медальон с четырехконечным крестом, который символизирует Спасителя. По бокам Моисей и Илия, а внизу три агнца, представляющие трех апостолов. Такая символика была характерна для раннехристианских образов, но в дальнейшем не получила распространения.

Преображенский

Преображенский. Мозаика в апсиде базилики Сан-Аполлинара в классе. Рим, Италия. 549 г до н.э

На иконах, фресках и миниатюрах Преображения Господня в центре изображен Господь Иисус Христос, стоящий на горе в белоснежной одежде. По бокам от него пророки, у подножия горы — ниц апостолы. Именно эта композиция стала популярной в византийской и русской иконописи.

Преображенский

Преобразование. Деталь иконы «Преображение, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие». Новгородский музей. В ПОРЯДКЕ. 1341 г до н.э

Преображенский

Преобразование. Государственная Третьяковская галерея, конец XIV — начало XV века, Москва

Преображенский

Икона Преображения Господня. Кирилло-Белозерский монастырь. 15 век.

Преображенский

Икона Преображения Господня. Феофан Грек. 15 век.

Преображенский

Преобразование. Значок двустороннего планшета. Вторая половина XVI века Историко-художественный и архитектурный музей-заповедник Владимир-Суздаль, Владимир

Преображенский

Преображенский. Фрагмент

Три «Спаса» на Руси. Яблочный Спас

В праздник Преображения Господня верующие приносят плоды нового урожая в храм для освящения. На востоке к этому времени созревает виноград, а в России издавна принято привозить яблоки, поэтому родилось народное название праздника — Яблочный спаситель. Обычай дарить Богу «первые плоды» восходит к Ветхому Завету. Во время еврейского праздника кущей первые плоды нового урожая должны были быть принесены в Храм в Иерусалиме. С ранних веков христиане тоже приносили в храм первые плоды. Прежде всего, это был виноград, из которого готовили вино для Евхаристии. Об этом напоминает молитва, которую священник читает после литургии на принесенных в храм плодах: «Спаситель наш… благослови сей виноград». Прочитав молитву, священник окропляет плод святой водой.

Преображенский

Виноград на Преображение

В России этот день повсеместно считается праздником урожая и плодов земли. Но так как ко дню 6 августа далеко не созреют все плоды (другие созревают раньше), крестьяне сделали три из праздника и везде отмечали первого Спасителя (1 августа, с.), Второго Спасителя (6 августа, н. Э.) С ст.) И третий Спаситель (16 августа ст. Ст.).

Первого Спасителя везде называют «медовым», а кое-где «мокрым». Эти названия связаны с тем, что во времена первого Спасителя пчелы вторично резали ульи медом и, выбрав самые лучшие липовые соты, отнесли их в церковь «на память о родителях». В этот же день сделали «медный» квас и угостили всех, кто пришел в гости. Первого Спасителя назвали «Баньято», потому что, согласно церковному уставу, в этот день крестный ход совершался к рекам и источникам для освящения воды. А поскольку крестьяне не только умывались после шествия, но и купались в реках, и весь скот, который потом оказался здоровым, неудивительно, что сам праздник назывался «мокрым».

Второго Спасителя почти повсеместно называют «яблоком», поскольку с этого момента ему разрешено есть фрукты и овощи с огорода. Крестьяне отмечали этот день как очень большой праздник, но редко осознавали истинный смысл события, которое помнит Церковь. Лишь кое-где второго Спасителя называли «Спасителем на горе» (имя, позволяющее сделать вывод о знании Священного Писания), в большинстве случаев крестьяне не знали, что такое Преображение Господне, и считали его Второй Спаситель только праздник плодов земли. В результате 6 августа (по старинке) вся притвора приходских церквей была заполнена столами, на которых были сложены горы гороха, картофеля, огурцов, репы, репы, ржи, ячменя, яблок и прочего. Священник благословил все эти плоды урожая после обедни и прочитал о них молитву, за которую благодарные прихожане сливали так называемых «новичков» в специальные корзины, то есть по немного от каждого сорта принесенного плода.

Преображенский

В некоторых местах, например, в Вологодской губернии, особый обычай был связан с Днем Преображения Господня, широко известным как «обед». На площади перед церковью поставили длинный ряд столов, накрыли их чистыми скатертями, а все хозяйки села позаботились о том, чтобы эти столы были заполнены всякой едой, которую прихожане ели после мессы и шествие.

Преображенский

Яблочный спа

Третий Спаситель празднуется в честь Нерукотворного Образа. На крестьянском языке его называли «Сальваторе на холсте» или Сальваторе «орех». Фамилия дана потому, что в это время в центральной части России созревает лесной орех, и первая указывает на саму идею праздника («Спас на холсте», то есть изображение, икона) . Но Третий Спаситель не был известен по всей России; там же, где он отмечался, этот день почти не выделялся в сельской повседневной жизни, если не считать церковных молитв и обычая печь лепешки с новым хлебом.

Таким образом, из трех «бань» вторая по величине крестьянская баня совпадает с церковным праздником Преображения Господня.

О воздержании от вкушения винограда и яблок до Преображения

издавна принято воздерживаться от употребления плодов нового урожая до его освящения, то есть до праздника Преображения Господня. В старопечатных богослужебных книгах прямо запрещается есть виноград перед праздником. Так как винограда на Руси не было, то вместо Преображения освятили яблоки. В итоге кушать их стали только после праздников. Тем, кто нарушил запрет и по забывчивости или воздержанию попробовал яблоки заранее, было велено не есть их в наказание в течение сорока дней после Спасителя, чтобы искупить свою вину. Особенно те крестьяне, чьи дети умерли в младенчестве, должны были воздерживаться от преждевременного употребления плодов в пищу, поскольку считалось, что золотые яблоки растут на серебряных деревьях в загробной жизни, и эти яблоки раздают только тем умершим детям, чьи родители твердо помнят закон и строго воздерживайтесь от употребления фруктов до второго Спасителя.

Спасо-Преображенские храмы на Руси

С давних времен на Руси строили многочисленные церкви во имя Преображения Господня. Древние русские храмы, еще домонгольские Спасо-Преображенские, сохранились до наших дней. Первый русский монастырь также был посвящен празднику Преображения Господня, который некоторое время после церковного раскола 17 века был оплотом старообрядчества.

Самый старый из сохранившихся храмов — Преображенский собор в Чернигове. Он был основан около 1030-1040 годов князем Мстиславом, сыном князя Владимира, крестителя Руси, равного апостолам. Это был главный храм Чернигово-Северского княжества.

Собор сохранился до наших дней, частично перестроен после разрушительного пожара 1756 года, когда сгорели все внутренние помещения. О богатстве внутреннего убранства этого памятника древнерусского зодчества свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, полов и колонн. В Спасо-Преображенском соборе похоронены исполненный в «Слове о полку Игореве» князь Игорь Северский, Игорь Черниговский и другие князья того времени.

Преображенский

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (Украина)

Церковь Преображения Господня в Полоцке, построенная в середине 12 века, также сохранилась до наших дней. Храм сравнительно невелик по размеру, прост в плане, имеет монументальный вид с единственной апсидой. Наиболее характерными чертами первоначального Спасского собора (затемненного последующими реставрациями) являются преобладание внешнего объема над внутренним, а также многослойность внешней композиции. Источником многоуровневого строительства могло быть народное деревянное зодчество.

Храм полностью сохранился; в зоне кровли он интегрирован с надстройками 17-19 веков. В 1830 году храм был признан ветхим, но его решили не сносить, а восстановить, исходя из того, что он является «драгоценным памятником древнего зодчества для России». Внутри находятся фрески 12 века. Сохранилась почти вся площадь росписи. Первоначальный облик храма запечатлен на старинной церковной фреске, недавно открытой в келье монаха Евфросины Полоцкой в ​​церковном хоре.

Преображенский

Церковь Преображения Господня в Полоцке (Беларусь)

Во имя Преображения Господня в Великом Новгороде освятили храм Спаса на Нередице, известный всем ценителям древнерусского зодчества и иконописи. Он был построен летом 1198 года новгородским князем Ярославом Владимировичем в память о двух своих погибших сыновьях. Его стены были полностью покрыты фресками.

Фрески активно изучались и описывались с начала ХХ века до 1930-х годов. Фрески Нередицы — ценнейший памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был полный и хорошо сохранившийся цикл фресок Премонгольской Руси. В 1903–1904 годах под руководством архитектора П.П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен почти до основания, а также погибли росписи. Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям иконографический материал Преображенской церкви в Нередице постоянно используется искусствоведами для сравнительного анализа. Храм был перестроен в 1956-58 годах. В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Были обнаружены фактуры оригинальной росписи 1199 года и могила с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и племянника Александра Невского, похороненного здесь, согласно летописям, в 1322 году. Архитектурная реставрация вместе с храмом Преображения Спасителя в Нередице завершилась в 2004 году. Храм внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Преображенский

Церковь Спаса на Нередице, Великий Новгород. Снимок 1900 года

Еще один памятник архитектуры, также внесенный в список ЮНЕСКО, — единственный деревянный храм Преображения Господня на острове Кижи, на Онежском озере. Он был построен в 1714 году на месте одноименной церкви с шатровой крышей, сгоревшей в 1694 году.

По одной из легенд, храм Преображения Господня был построен топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. Строитель бросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такое же великолепное сооружение. Венчают храм 22 главы, высота от основания до креста центральной главы 37 м.

Преображенский

Церковь Преображения Господня на острове Кижи

В старой Москве было много церквей Преображения Господня. Первый был построен во второй половине 13 века. Деревянный Спасо-Преображенский собор, построенный князем Московским Даниилом, был перестроен князем Иваном Калитой в камне. Храм стал местом захоронения великих принцесс. Он не сохранился до наших дней, разрушен при советской власти.

Один из первых русских монастырей — Спасо-Преображенский в Муроме. По легенде, он был основан (не позднее 1015 г.) верным князем Глебом, сыном великого князя Владимира, крестителя Руси. В летописях этот монастырь упоминается раньше всех других русских монастырей. В «Повести прошлых лет» упоминается о существовании этого монастыря в 1096 году.

В ходе церковной реформы XVII века Спасо-Преображенский монастырь в Муроме долгое время оставался оплотом старообрядцев. Его настоятель, архимандрит Антонио (1658-1662), написал несколько воззваний о реформе, а также направил прошение царю Алексею Михайловичу с указанием неправильного исправления книг при патриархе Никоне, добавив, что те, кто не может разоблачить неверность, относятся к Царь, «как если бы у короля были тако».

Преображенский

Муром Спасо-Преображенский монастырь. Основан мучеником князем Глебом

Во имя Спаса Преображения Господня освящен Соловецкий монастырь в Архангельской области. Главный храм Соловецкого монастыря был построен в 1558-1566 годах. Он имеет высокие стены, объединяет несколько престолов на разных уровнях. До создания каменного крыльца его подножие включало лестницы, деревянные крыльца, колокольни, а также деревянные и каменные переходы. Здание трехуровневое. На первом уровне, в довольно высоком цокольном этаже, располагались служебные помещения. На втором были построены три церкви: престольный храм Преображения Господня и два придела к нему — Зосимо-Савватиевский в северо-восточной части и Михайло-Архангельский — на юго-востоке. В 1859 году на месте часовни в честь иноков Зосимы и Савватия был построен собор Святой Троицы Зосимо-Савватевского. На верхнем уровне, в надстройках угловой башни, находились еще четыре боковых алтаря: монаха Джованни Климако, великомученика Феодора Стратилата, XII и 70-го Соборов Апостолов. Высокие своды собора поддерживаются двумя колоннами. Восьмиугольный световой барабан находится у алтарной стены. Во время соловецкого стана собор охранялся как памятник архитектуры. В настоящее время Соловецкий монастырь принадлежит Русской православной церкви.

Преображенский

Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь в Архангельской области

Во имя Преображения Господня был освящен Евфимиев монастырь в Суздале. Это памятник русского зодчества конца 16 века. В 1507-1511 годах была построена небольшая церковь Спасителя без колонн. В 1594 году к этой церкви пристроили большой четырехстолпный собор, переименованный в придел Евфимия. После реконструкций облик Преображенского собора сильно изменился: его южный притвор стал частью портика, который вместе с новым боковым алтарем окружал церковь с трех сторон. Интерьер храма организован четырьмя большими колоннами и алтарными апсидами. Сегодня собор входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Преображенский

Спасо-Преображенский собор Евфимиева монастыря в Суздале

Во имя Спаса Преображения Господня был освящен Прилуцкий монастырь в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-1542 годах, — первый каменный храм не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. По своему типу Спасский собор напоминает московские храмы XVI века и благодаря своим внушительным размерам доминирует над всеми постройками монастыря. В начале ХХ века на верхнем этаже собора было три престола и еще пять — на нижнем. Летом 1924 г монастырь был закрыт. В 1930-х годах в монастыре размещалась пересыльная тюрьма для обездоленных, переправленных в северные лагеря ГУЛАГа; в 1950-1970-х годах на территории бывшего монастыря располагались военные склады. Только в 1975–1979 годах центральное монументальное ядро ​​с прилегающей территорией после реставрации, начатой ​​в 1954 году, стало филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря Русской православной церкви началось в 1990 году.

Преображенский

Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

Во имя Спаса Преображения был освящен монастырь ок. Камень в Вологодской области. Более двухсот лет постройки на острове были только деревянными. После сильного пожара, уничтожившего все постройки монастыря, в 1478 году начали строить первый каменный храм на всем русском севере: Преображенский собор, освященный в 1481 году. В настоящее время есть основания полагать, что архитекторы были приглашен из Ростова, потому что сам монастырь в 15 веке входил в состав Ростовской епархии. В первоначальном виде Преображенский собор представлял собой четырехколонную трехапсидную церковь со скрещенными куполами над низким цокольным этажом. В итоге было три уровня кокошника и две главы: большая в центре и маленькая над юго-восточным углом, где находилась боковая часовня. Обильная отделка стен, апсид и барабанов голов состояла из рельефных керамических плиток, бордюров, направляющих и ниш. Советское правительство закрыло монастырь в 1925 году. Монахи были изгнаны и на ночлегах пытались организовать колонию для молодых преступников, бежавших осенью. Кроме того, осенний пожар повредил многие постройки. В 1937 году Преображенский собор тоже был взорван под кирпич, который должен был быть использован для строительства местного Дома культуры. Полученный кирпич никогда не использовался для строительства.

Преображенский

Спасо-Преображенский монастырь на ок. Камень в Вологодской области

Во имя Спаса Преображения Господня в Ярославле освящен монастырь. Он был основан в XII веке за стенами тогдашнего города у перевала Которосль, занимая угловое положение в системе оборонительных сооружений города. В 1216–1218 годах первая духовная школа на Северо-Востоке России работала в Спасском монастыре, затем переехала в Ростов. В 1216–1224 годах в монастыре был построен Спасо-Преображенский собор. После пожара 1501 года, при котором монастырские постройки сильно пострадали, в 1516 году был освящен вновь построенный Спасо-Преображенский собор, который сохранился до наших дней. Сейчас это самое старое здание Ярославля. В то же время была построена первая каменная башня — Святые врата. В шестнадцатом веке были возведены колокольня и трапезная с церковью Креста (Рождества Христова), а в 1550-1580 гг. — каменные стены вместо старых деревянных. Сейчас на территории монастыря находится Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Преображенский

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Во имя Преображения Господня в селе освящен Геннадий монастырь. Слобода Ярославской области. Монастырь был основан в 1529 году иноком Геннадием. Композиционным центром монастыря стал монументальный пятиглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в 1647 году. После попытки взрыва в 1961 году собор оставался в руинах до 21 века; сейчас он в значительной степени перестроен. Попытки разрушить монастырские постройки предпринимались до 1980-х годов: в 1988 году алтарь соборной церкви снесли тракторами. В 1996 году была создана Спасо-Геннадьевская монастырская община, которой в 1997 году Комитет охраны памятников истории и культуры Ярославской области передал монастырский комплекс. Начинается восстановление монастыря.

Преображенский

Геннадьевский монастырь во имя Спаса Преображения в селе. Слобода Ярославской области

Во имя Преображения Господня был освящен монастырь в Вятке (Кирове). Монастырь был основан в начале 17 века. Деревянные монастырские постройки располагались за кремлевскими укреплениями на высоком холме над Вяткой. Отдельно стоял небольшой монастырь, отделенный от Кремля рвом, «близко» только с северо-запада к Пятницкой слободе. Впоследствии территория монастыря стала частью города, а с 18 века — частью его исторического центра. Многие жилые, хозяйственные и подсобные постройки, расположенные на территории монастыря, в ХХ веке остались деревянными. Монастырь действовал до 1920-х годов. С 1924 года монастырские постройки стали использоваться под жилье и под различные учреждения. В 30-е годы прошлого века разобрали верхнюю ступеньку колокольни, сняли башню над Преображенским собором и кресты.

Преображенский

Спасо-Преображенский монастырь в Кирове

Во имя Спаса Преображения Господня в Москве освящен монастырь. Весной 1488 года в Кремле сгорел Спасский монастырь в Боре, находившийся между дворцовыми постройками. Это дало повод великому князю Иоанну III вывести монастырь из Кремля. Новое место было выбрано под Крутицами в так называемом Васильцевском стане, откуда монастырь стал называться Новоспасским или Новыми банями. Каменная церковь построена в 1491–1496 годах. В 1642 г была возведена каменная ограда с башнями, а в 1645 г на месте старой церкви разместился нынешний собор. После Октябрьской революции 1917 г были частично разрушены захоронения погребальной церкви Новоспасского монастыря. Сейчас Преображенский собор действует.

Преображенский

Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве

Во имя Спаса Преображения Господня в селе Спас Калужской области освящен Воротынский монастырь. Постройки монастыря датируются примерно 1550 годом. Внешний вид главного храма Спасо-Воротынского монастыря прост и в то же время монументален. Он представляет собой восьмиугольник на четырехугольнике, при этом нижний куб массивный, а восьмеричный хоть и широкий, но приземистый, что создает впечатление, что вальмовая крыша «растет» прямо из крыши четырехугольника. Венчает разделение на три части ложный закомара — кокошник, визуально отделенный от четверки рамкой. Центральный кокошник увеличен относительно боковых. Мотив киля повторяется и в декоративных элементах восьмиугольника. Внутренний вид собора в принципе типичен для современных шатровых церквей в России. Основной объем без столбов, внутреннее пространство — одно. Расположение асимметрично по трем стенам, кроме восточной, где расположен иконостас, оконные проемы наполняют здание необходимым дневным светом. Хотя в советское время Спасо-Воротынский монастырь имел статус исторического наследия, постройки приходили в упадок. В начале 21 века руины монастыря были переданы Русской православной церкви. В 2007 году монастырь возрожден как филиал Калужско-Казанского монастыря.

Преображенский

Спасо-Преображенский Воротынский монастырь в Калужской области

Во имя Преображения Господня был освящен Мирож?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
EzoMirek.ru
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии