Главное здание Петропавловской крепости – Петропавловский собор. Это один из немногих хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала 18 века в Санкт-Петербурге. Когда в 1703 году Петр решил заложить крепость, он сначала построил на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Спустя 10 лет по проекту архитектора Трезини, приглашенного королем, его начали перестраивать в камне. Сначала Трезини намеревался поработать на берегу Невы всего год, и хотя «климат был не слишком жесток для его здоровья», но, начав эту работу, он увлекся и проникся планами дерзкого Петра. Вероятно, поэтому силуэт построенного им собора оказался готовым к выходу кораблем с поднятой мачтой и поднятыми парусами.
- Петропавловский собор колокольня
- Ангел Петропавловского собора
- Петропавловский собор
- Шпиль Петропавловского собора
- Петропавловский собор иконостас
- Петропавловский собор интерьер
- Императорский собор
- Петропавловский собор усыпальница Романовых
- Петропавловский собор в советское время
- Петропавловский собор в современное время
- Петропавловский собор в крепости
- Усыпальница в советское время
- Усыпальница в современное время
Петропавловский собор колокольня
Прежде всего, по просьбе царя была возведена высокая колокольня со шпилем. Питеру он был нужен как точка наблюдения, с которой можно было увидеть приближение шведов. Кроме того, его строительство имело политическое значение: оно должно было стать доминантой, утвердить возвращение невских земель России. Пьетро Я лично часто поднимался с иностранными гостями на колокольню в лесу и оттуда показывал им панораму строящегося города. Шпиль колокольни венчала фигура ангела с крестом, парящего в воздухе.
Ангел Петропавловского собора
Ангел над городом по замыслу создателей должен был защищать новую российскую столицу от превратностей судьбы. Строительство и отделка собора были завершены только в 1733 году. Петр не смог дожить до этого знаменательного момента. В тот год, в день святых апостолов Петра и Павла (29 июня), на освящении собора уже присутствовала императрица Анна Иоанновна, которая, как писали петербургские Ведомости, «получила комплименты всех иностранных и местных министров и я тебя с этим поздравлю».
Петропавловский собор
Уже почти четверть века собор не меняет свой облик. Но в середине 18 века шпиль колокольни загорелся от молнии. Поэтому при строительстве нового шпиля Екатерина II приказала подготовить «электрическую розетку, чтобы избежать ударов и пожаров от молнии происходящего». Хотя громоотвод произвел желаемый эффект, над городом часто бушевали «великие бури», изгибая шпиль и разрушая фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 году во время одной из таких бурь ангел угрожающе наклонился. Кровельщик Петр Телушкин без строительных лесов, умело используя приспособления только из веревок, сумел подняться на вершину шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг затем повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны замаскировали золотой шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.
Шпиль Петропавловского собора
В 19 веке разрушение деревянного каркаса шпиля стало ощущаться все сильнее. Было решено демонтировать старый шпиль и заменить деревянные конструкции на металлические. При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. На сегодняшний день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением Санкт-Петербурга и одной из главных доминант в панораме берегов Невы. Выше просто современная телебашня.
Во время поездки по Европе Петр I обратил внимание на музыкальные шкатулки, которые были в некоторых европейских церквях. Он хотел сделать то же самое в России. В курантах звучал церковный и монархический гимн, в советское время их механизм был модифицирован для исполнения гимна Советского Союза, а теперь они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни». Также был карильон (инструмент в форме колокола, на котором играл музыкант). Первоначальная музыкальная шкатулка была удалена в 19 веке, а в 2001 году была установлена новая, воспроизведенная для Петропавловского собора в Нидерландах. Там на спонсорские средства был отлит 51 карильон. На одном из них надпись: «Да звенет этот колокол во славу России». Так что теперь вы можете снова здесь послушать колокольные концерты.
Построенный Трезини, собор отличается от традиционных старинных православных церквей. Он ясно показывает влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычных пяти куполов собор завершает одноглавый. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и представляет собой нетрадиционное для России в то время сооружение «зального» типа. Если внешний вид собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, наоборот, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, пропускающие много света, лепнина, массивные колонны, выкрашенные под мрамор, захваченные вражеские знамена – все это делает интерьер собора больше похожим на богато украшенный парадный зал, чем на молитвенный храм. Под сводами 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было нововведением, раньше стены православных храмов украшали фресками. Картины доверили написать «пришельцу с голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «мастерам живописи»: Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.
Петропавловский собор иконостас
Необычен также иконостас из позолоченного дерева в формах барокко, выполненный в Москве по проекту архитектора Зарудного. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира. Иконостас наполнен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминающих о военных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из Москвы в разобранном виде, собран в самом соборе и здесь покрыт позолотой.
Петропавловский собор интерьер
В центре царские врата с фигурами апостолов, по бокам от них – скульптуры доброго вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя армии архангела Михаила с мечом. За дверьми виден балдахин алтаря, поддерживаемый резными витыми колоннами. 43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принявшая их работу, признала: «Эти священные изображения были написаны хорошим иконографическим искусством из хороших цветов». Две большие иконы по обе стороны от царских врат изображают Богородицу с младенцем (по преданию, с портретом, напоминающим жену Петра Екатерины I) и Иисуса в патриархальных одеждах и митре московских царей.
Перед иконостасом нетрадиционная для православных церквей резная и позолоченная кафедра, предназначенная для проповеди. Он украшен статуями апостолов Петра и Павла. У противоположного пилона царское место: невысокий помост, обшитый малиновым бархатом с золотой вышивкой и увенчанный золотой резной короной. Император останавливался там во время богослужения. Кресла здесь никогда не было, царь никогда не садился во время службы.
Императорский собор
Традиционно императоры приходили в собор после коронации, чтобы попросить благословения для королевства и, покидая столицу, поприветствовать могилы своих родителей. Храм совмещал в себе функции двора и собора, а также служил усыпальницей русских императоров и членов их семей. Идея превратить собор в царскую гробницу принадлежала самому Петру. Первая гробница в еще деревянной церкви Петра и Павла была воздвигнута после смерти двухлетней дочери царя Екатерины. Так, еще до завершения строительства каменной церкви здесь были похоронены жена цесаревича Алексея, наследная принцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам цесаревич Алексей, погибший в казематах крепости. Похоронены у входа под лестницей колокольни.
Собор не был достроен на момент смерти Петра в 1725 году. Под звуки колоколов и артиллерийского огня гроб с его забальзамированным телом был перенесен по льду Невы от Зимнего дворца к Петровской крепости и Павлу. Здесь он был временно помещен в «специально построенную деревянную пристройку внутри собора», обшитую изнутри черной тканью, где оставался шесть полных лет. После завершения строительства собора гроб перенесли на место, выбранное императором при его жизни, рядом с иконостасом. Могила Петра – крайняя справа в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и военно-морским флагом Сант-Андреа. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, которая пережила мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.
Петропавловский собор усыпальница Романовых
На протяжении двух веков в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждый из них был похоронен в отдельном склепе, изначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Позже здесь появились идентичные надгробия из белого мрамора. Надгробия коронованных людей украшены золотыми двуглавыми орлами. В соборе похоронены все русские цари, от Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и был похоронен в Москве, а в детстве свергнутый с престола и заключенный в Шлиссельбургскую крепость, правнук Анны Иоанновны, Иоанн VI, был убит стражниками при попытке освободить его из тюрьмы и похоронен там.
Также стоит отметить, что погибший в результате дворцового переворота муж Екатерины Великой Петр III изначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре. И только спустя 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел приказал перенести останки своего отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, не любивших друг друга при жизни, бок о бок боковая сторона. Их могилы находятся за гробницами Елизаветы и Екатерины I.
Могилы Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними огромные надгробия из монолитов из зеленой алтайской яшмы и розового уральского орла (родонита). Каждый весит около 5-6 тонн. Так, накануне празднования 300-летия династии Романовых в 1913 году было воздано дань уважения этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостного права, но, несмотря на это, попавшему в руки террористов и погибшему поэтому и считается царем-мучеником.
Петропавловский собор в советское время
В советское время в Петропавловском соборе никого не хоронили. В 1922 году он стал музеем. Новая гробница появилась здесь только в июле 1998 года, но не в самом соборе, а в расположенной справа от входа часовне Святой Катерины, где когда-то были похоронены великие князья. Здесь торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких, расстрелянные в Екатеринбурге в 1918 году. Но Православная Церковь, несмотря на все проведенные испытания, сомневается в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран именно придел.
Петропавловский собор в современное время
В 2006 году исполнилось завещание матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в изгнании в Дании в 1928 году и была там похоронена. Но она оставила завещание, в котором просила, когда представится возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что было сделано после того, как все детали были согласованы между русскими и датчанами правительства.
Петропавловский собор в крепости
Таким образом, в соборе появилась еще одна гробница. Его легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с могилой великого князя, где он должен был похоронить нерожденных членов императорской семьи. Он был построен рядом с собором в начале ХХ века по просьбе последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д. Гримм, А. Томишко и Л. Бенуа). Благодаря грамотно подобранным пропорциям постройка гробницы и собора снаружи воспринимается как единое целое. Внутри гробница была отделана мрамором и позолоченной бронзой; Здесь же был свой алтарь с иконостасом и чудесный витражный запрестольный образ «Воскресение Христово».
Усыпальница в советское время
В советское время судьба усыпальницы великого князя была довольно мрачной. Он был сильно поврежден наводнением 1924 года, после чего его здание и интерьер были признаны лишенными художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на литье, надгробия разбиты. Впоследствии в здании разместились книжный фонд, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция, посвященная истории Петропавловской крепости.
Усыпальница в современное время
В 1992 году традиция захоронения в гробнице возобновилась: здесь похоронен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же в эмиграции был перевезен прах его родителей – великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х годах. В 2010 году вместе с Владимиром Кирилловичем нашла последний покой его вдова, великая княгиня Леонида Георгиевна, ранее проживавшая в Мадриде. В связи с обновленными захоронениями в гробнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж гроба «Воскресение Христова», разрушенный ударной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока гробница реставрировалась, она выставлялась в отдельном помещении на выходе из собора.