В первое воскресенье после дня Пятидесятницы отмечается праздник всех святых Божьих, вписанных в календарь, а не вписанных.
Неделя Всех святых. История
Как писал апостол Павел, «одному слово мудрости дано Духом, другому слово науки тем же Духом; вера другому тем же Духом; другому – дары исцеления через работу того же Духа; к другим чудесам, другому пророчеству, другому различению духов, другому другому языку, другому толкованию языков »(1 Кор. 12: 8-11). Таким образом, по словам Апостола, Церковь чтит самые разные люди, получившие бесценный дар Святого Духа своей жизнью или смертью. Сколько святых в христианстве, неизвестно. Мы не откроем всех мучеников первых веков христианской церкви, имена подвижников и монахов, которые жили вдали от мира и так горячо молились о мире своими молитвами, что мир все еще стоит с их молитвами, они останутся скрытыми от нас; мы даже не знаем имен тех, кто умер от веры в прошлом веке. Канонизация Церкви, определяя прославление святого в обществе лиц, не определяет прославление святого перед Богом: это не имеет значения для судьбы человека, прославленного Церковью, потому что это только признание одного по сути, официальное благословение для национального почитания.
Святых почитают с первых веков христианства. Это были сначала апостолы, затем мученики, которые приняли смерть, но не отреклись от своей веры. Затем последовало почитание выдающихся церковных деятелей, святых и подвижников. С укреплением христианства на Руси стали почитать верных правителей, правителей и монахов. Мы также чествуем защитников древнего благочестия, которые не приняли реформы патриарха Никона и остались верными православной вере, принятой Россией во времена князя Владимира. В последнее время, в прошлом веке, те, кого мы сейчас почитаем, жили святыми мучениками и мучениками, пострадавшими при нечестивом советском режиме. Если обратиться к истории христианской церкви, то мы увидим, что во все времена угодные Богу святые являлись в мире.Праздник Всех Святых известен с конца IV – начала V века. Есть проповедь Иоанна Златоуста в память «всех святых, пострадавших в мире», в которой уже указан день празднования, аналогичный нынешнему. Среди гимнов Ефрема Сирийца мы помним празднование в честь всех святых 13 мая. Сирийский лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования Всех Святых. Соборная практика Иерусалима V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, включала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Studiti, а затем Tipici di Jerusalem, наконец, помещают праздник в честь Всех Святых в первую неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. В этой последовательности праздников обнаруживается логическая связь: святые сияли, хотя и в разное время и разными деяниями, но благодатью единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
Тропарь, кондак и канон празднику
Тропарь, поз.4
Твой мученик есть во всем мире, Господи, как пурпуром и недрами их крови, твои церкви украшены ими. Так взывайте к вашему Христу Богу, потому что народ ваш ниспослал милость вашу, и даруйте мир вашему граду и великую милость нашим душам.
Кондак, д.2
Вселенная, как зачатки природы, Творец творения, приносит Тебе, Господи, мученикам Богородицам, те молитвы в глубоком мире, Его Церковь и Его обитель Богородицы, чтобы соблюсти, единое с Милосердным.
Библиотека русской веры
Канон в Неделю Всех Святых
Читать онлайн
Неделя Всех святых. Иконы
Сюжет образа Всех Святых сформирован сценой Страшного суда и представляет собой торжество всех праведников на Небесах. Самый ранний из сохранившихся примеров этого предмета – сакраментарий 10-го века (Университетская библиотека Геттингена), на котором изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (в центре). Святые изображены преклонившими колени, часто протягивая свои венцы Агнцу. На Западе, начиная с XIV века, такое толкование сюжета вытесняется другим иконографическим типом: Троица или Бог Отец занимает место Агнца. Вокруг ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Таковы иллюстрации Августина «Город Божий» и другие книжные иллюстрации.
Иллюстрация к “De Civitate Dei” Агостино, XV век
В иконописи наиболее распространен вариант иконографии: большая часть иконы представляет собой двойной шар, в центре которого находится Иисус Христос. По бокам Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя. Во второй внешней сфере находятся святые, представленные ликами святости. В более редкой версии святые изображены в арочных проемах, расположенных в несколько рядов внизу композиции. «Ангелы, евангелисты или символы евангелистов обычно изображаются вокруг сфер. На заднем плане за пределами сфер часто можно увидеть фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. (…) Изображение Рая в нижней части иконы традиционное – на фоне зеленых хижин изображены трое предков: Авраам, Исаак, Иаков (лоно Авраама) и рассудительный вор. Икона «Шесть дней» близка к этому сюжету, включающему в себя семь праздничных сюжетов по традиционному литургическому освящению семи дней недели. Последний, седьмой день, был днем покоя, днем, когда Бог «почил .. от всех дел Своих» (Быт. II, 2). «Он был задуман как прообраз мира, блаженного покоя, воссоединения праведников с Богом, которое должно было произойти после конца исторического времени. Согласно этим трактовкам, последняя композиция «Недели» – «Суббота Всех Святых» в иконах XVI-XVII веков представляла собой образ блаженного покоя праведников, ожидающих Второго пришествия».
Неделя Всех Святых. Вторая половина XVI века. Происходит из Ростовской церкви Всех Святых. Ростов, Государственный музей-заповедник “Ростовский кремль»
Неделя Всех Святых. Значок. Россия. XVI век
Икона Дионисио «Шесть дней» представляет собой композицию из двух частей. Сверху шесть праздничных клейм, расположенных в два ряда. Эммануил в славе с грядущими помещен в центре над двумя нижними рядами. Ниже десять «ликов праведников» изображены продолговатыми штампами с закругленной вершиной. Праведники, «род человеческий побелевший более снега», предстают перед изображенным выше Эммануилом во славе в окружении небесных обитателей: Богородицы, Предтечи и храма архангелов, также в белых одеждах. Нижние клейма с праведниками расположены в два ряда (по пять клеймов слева и справа). Порядок выдачи марок:
- «Неделя» – Воскрешение в виде Сошествия в Преисподнюю;
- Понедельник – Архангельский собор;
- Вторник – собор Джованни Баттиста;
- Среда – Благовещение;
- Четверг – мытье ног;
- Пятница – Распятие;
- Суббота Всех Святых (удлиненная с закругленными верхушками штампов): слева – блаженная, двенадцать апостолов, святые, святые, пророки; справа в тех же отличительных знаках: врачи-дармаки, достопочтенные жены, апостолы из семидесяти, мученики, мученики.
Шесть дней. Мастерская Дионисия. Начало 16 века. Тесно вывозился в Вологду. Из коллекции И.С. Остроухова. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Шесть дней (недель). Ярославский художественный музей конца 17 века, Ярославль
На иконе «Неделя Всех Святых» начала XVII века в центре изображен престол в окружении трех шестикрылых серафимов желтого, красного и сине-зеленого цветов. У ног архангелов Михаила и Гавриила с зеркалами в руках. По бокам в двух порядках помещены лики святых. На верхнем уровне Сальваторе Эммануэль на троне в окружении небесных сил. Перед ним предстают Пресвятая Дева и Иоанн Предотеча. Христос одет в белое одеяние и охристый гиматион.
Неделя Всех Святых. XVII век, до 1616 года. Церковь Воскресения Христова с. Кейс. Пермская государственная картинная галерея
Храмы в честь Всех святых на Руси
В честь Всех Святых освящена Успенская церковь Зилантова монастыря. Изначально монастырь был посвящен двум праздникам: Успению Богородицы и Всех Святых. С момента основания монастыря (1552 г.) здесь стояли две деревянные церкви. «А в монастыре есть церковь Успения Пресвятой Богородицы и теплая церковь Всех Святых, и указы всех построек происходят из сокровищницы государя», Священное Писание 1566 г., с. По его словам, первое в истории описание Зилантова монастыря. В 1681 году была построена теплая каменная церковь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался. В 1895 г церковь Всех Святых была полностью разобрана, а в 1898 г перестроена по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского.
Успенский Зилантов женский монастырь с литографией В. Турина, 1832 г
Старообрядческие и единоверческие храмы в честь Всех святых
В честь Всех Святых в 1890 году освящен храм в городе Боровске Калужской области. Храм построен по инициативе Всесвятой старообрядческой общины города Боровска. Большую часть средств на строительство храма внес московский купец 2-й гильдии В.И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С начала и до 1924 г. (до самой смерти) о. Карп. В церкви он организовал женский хор, нетипичный для старообрядческих церквей. В 1928 году Храм Всех Святых был закрыт. Его помещения использовались как местный культурный центр. Сегодня здесь располагается отдел областного Дома культуры – Центр искусств.
Здание бывшей старообрядческой церкви Всех Святых в Боровске
В Москве существовал единоверный Всесвятский монастырь. Основанная в 1862 году в отеле Nuovo Cimitero Beato. Он находился на Владимирской дороге, в километре к северу от старообрядческой деревни Рогожский. Архитектор Собора Всех Святых монастыря и колокольни (1840-1843) – П.П. Буренин (1810 -?). В 1922 году монастырь был закрыт, позже на его территории был включен завод «Серп и молот», храмы были разрушены в 1934 году. Единственное сохранившееся сооружение – Никольская церковь с Покровским верхним приделом, основанная в 1873 году (шоссе Энтузиастов, ул. 7). Он расположен на пересечении Третьего транспортного кольца и шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание.
Монастырь Всех Святых в Москве, фото 1883 г
В городе Шуя Ивановской области находился одноименный Всесвятский монастырь 3-й степени. Он был образован монашеской общиной при храме Всех Святых единоверцев (община при храме образована в 1886 г.) по определению Синода от 05.05.1889. В комплекс архитектурных сооружений монастыря вошли Успенский собор (1901 г.), Церковь Всех Святых с колокольней (1871 г.), трапезная, кельи, часовня, невысокая ограда с башенками. В 1930 году монастырские церкви были закрыты. Необходимость разрушения монастыря (в частности, для строительства Дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете Серп и молот. Успенский собор был взорван в 1931 году. Церковь Всех Святых с колокольней, часовней, приходской школой была разрушена в 1954-1955 годах до постройки жилого дома. На месте монастырского кладбища в 1990-х годах были построены пятиэтажки. Сохранились некоторые постройки: одноэтажный монастырский санузел (использованный по прямому назначению), двухэтажная трапезная из красного кирпича с притвором и убранством в псевдорусском стиле (1888 г.), фрагмент монастырской стены.
Монастырь единоверных монахинь в Шуе
Народные традиции в Неделю Всех святых
В народе Неделю Всех Святых прозвали “Русалом”. В это время было принято встречать весну. Весну встречали накануне начала Петровского поста вечером, а в Черноземной Руси (например, в Елатомском районе Тамбовской области) на следующий день (а также вечером) сделали эти свидания друг другу в лицо: молодые крестьяне, женатые и неженатые, одетые в торпиши (большой холст или мешок в форме балдахина) и спрятанные возле села во ржи, ожидая выхода девушек и молодых женщин. Потом где-то во ржи послышался слабый шорох хлыстов, которые запаслись людьми. Девочки испуганно закричали: «Русалка . сирена» – и разлетелись в разные стороны. За ними следовала хорошо одетая одежда. Женщины спросили: «Русалоцкий, какое белье?» (родится). Мамонты указали на плетку: «О, милые русалочки, как хорошо!»
В Пензенской области молодежь готовилась к этому дню через неделю, со дня Троицы. Один одет как коза, другой в женских сапогах на руках и ногах и изображал свинью, третий ходил на высоких ходулях, четвертый одет как лошадь. С этой палкой в руке, прикрытой торпедой, мальчик походил на вздыбившуюся лошадь. Был и другой способ переодеться в лошадь: для этого на палку надевали конскую кость, а саму палку прикрывали балдахином и обматывали веревкой, оставив один конец свободным. К этому случаю уздечки был взят умный юноша, который играет вожака и ведет скачки и танцы упрямого и беспокойного коня. Она пнула, разгоняя смеющуюся толпу мальчиков и девочек, а затем козел налетел рядом с ней, постукивая деревянными челюстями и звоня в привязанный колокольчик. При этом играли на музыкальных инструментах: аккордеоны, балалайки, скрипки, и слышались громкие, звонкие звуки, стучащие в заслонки и кастрюли печи. Иногда ряженые просто испачкались копотью и с шумом и грохотом обходили всех состоятельных жителей, заслужив водочное угощение с танцем трепак. Прощание с самой весной происходило следующим образом: впереди них шли русалки с лошадью, за ними следовали грязные мальчишки, хлестая хлыстами по передним ногам. В поле, за деревней, произвели несколько холостых выстрелов из ружей, и в честь сирен выделялась живая девушка, скакавшая взад-вперед с палками в руках. Потом голову лошади бросали в яму до следующего года – это означало прощаться с русалкой и прощаться с весной. Наигравшись в своем селе, ребята перебрались в соседние села и продолжили там развлекаться.