Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

В первое воскресенье после дня Пятидесятницы отмечается праздник всех святых Божьих, вписанных в календарь, а не вписанных.
Неделя Всех Святых

Неделя Всех святых. История

Как писал апостол Павел, «одному слово мудрости дано Духом, другому слово науки тем же Духом; вера другому тем же Духом; другому — дары исцеления через работу того же Духа; к другим чудесам, другому пророчеству, другому различению духов, другому другому языку, другому толкованию языков »(1 Кор. 12: 8-11). Таким образом, по словам Апостола, Церковь чтит самые разные люди, получившие бесценный дар Святого Духа своей жизнью или смертью. Сколько святых в христианстве, неизвестно. Мы не откроем всех мучеников первых веков христианской церкви, имена подвижников и монахов, которые жили вдали от мира и так горячо молились о мире своими молитвами, что мир все еще стоит с их молитвами, они останутся скрытыми от нас; мы даже не знаем имен тех, кто умер от веры в прошлом веке. Канонизация Церкви, определяя прославление святого в обществе лиц, не определяет прославление святого перед Богом: это не имеет значения для судьбы человека, прославленного Церковью, потому что это только признание одного по сути, официальное благословение для национального почитания.

Святых почитают с первых веков христианства. Это были сначала апостолы, затем мученики, которые приняли смерть, но не отреклись от своей веры. Затем последовало почитание выдающихся церковных деятелей, святых и подвижников. С укреплением христианства на Руси стали почитать верных правителей, правителей и монахов. Мы также чествуем защитников древнего благочестия, которые не приняли реформы патриарха Никона и остались верными православной вере, принятой Россией во времена князя Владимира. В последнее время, в прошлом веке, те, кого мы сейчас почитаем, жили святыми мучениками и мучениками, пострадавшими при нечестивом советском режиме. Если обратиться к истории христианской церкви, то мы увидим, что во все времена угодные Богу святые являлись в мире.Праздник Всех Святых известен с конца IV — начала V века. Есть проповедь Иоанна Златоуста в память «всех святых, пострадавших в мире», в которой уже указан день празднования, аналогичный нынешнему. Среди гимнов Ефрема Сирийца мы помним празднование в честь всех святых 13 мая. Сирийский лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования Всех Святых. Соборная практика Иерусалима V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, включала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Studiti, а затем Tipici di Jerusalem, наконец, помещают праздник в честь Всех Святых в первую неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. В этой последовательности праздников обнаруживается логическая связь: святые сияли, хотя и в разное время и разными деяниями, но благодатью единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, поз.4

Твой мученик есть во всем мире, Господи, как пурпуром и недрами их крови, твои церкви украшены ими. Так взывайте к вашему Христу Богу, потому что народ ваш ниспослал милость вашу, и даруйте мир вашему граду и великую милость нашим душам.

Кондак, д.2

Вселенная, как зачатки природы, Творец творения, приносит Тебе, Господи, мученикам Богородицам, те молитвы в глубоком мире, Его Церковь и Его обитель Богородицы, чтобы соблюсти, единое с Милосердным.

Библиотека русской веры
Канон в Неделю Всех Святых

Читать онлайн

Неделя Всех святых. Иконы

Сюжет образа Всех Святых сформирован сценой Страшного суда и представляет собой торжество всех праведников на Небесах. Самый ранний из сохранившихся примеров этого предмета — сакраментарий 10-го века (Университетская библиотека Геттингена), на котором изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (в центре). Святые изображены преклонившими колени, часто протягивая свои венцы Агнцу. На Западе, начиная с XIV века, такое толкование сюжета вытесняется другим иконографическим типом: Троица или Бог Отец занимает место Агнца. Вокруг ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Таковы иллюстрации Августина «Город Божий» и другие книжные иллюстрации.

Неделя Всех Святых

Иллюстрация к «De Civitate Dei» Агостино, XV век

В иконописи наиболее распространен вариант иконографии: большая часть иконы представляет собой двойной шар, в центре которого находится Иисус Христос. По бокам Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя. Во второй внешней сфере находятся святые, представленные ликами святости. В более редкой версии святые изображены в арочных проемах, расположенных в несколько рядов внизу композиции. «Ангелы, евангелисты или символы евангелистов обычно изображаются вокруг сфер. На заднем плане за пределами сфер часто можно увидеть фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. (…) Изображение Рая в нижней части иконы традиционное — на фоне зеленых хижин изображены трое предков: Авраам, Исаак, Иаков (лоно Авраама) и рассудительный вор. Икона «Шесть дней» близка к этому сюжету, включающему в себя семь праздничных сюжетов по традиционному литургическому освящению семи дней недели. Последний, седьмой день, был днем ​​покоя, днем, когда Бог «почил .. от всех дел Своих» (Быт. II, 2). «Он был задуман как прообраз мира, блаженного покоя, воссоединения праведников с Богом, которое должно было произойти после конца исторического времени. Согласно этим трактовкам, последняя композиция «Недели» — «Суббота Всех Святых» в иконах XVI-XVII веков представляла собой образ блаженного покоя праведников, ожидающих Второго пришествия».

Неделя Всех Святых

Неделя Всех Святых. Вторая половина XVI века. Происходит из Ростовской церкви Всех Святых. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Неделя Всех Святых

Неделя Всех Святых. Значок. Россия. XVI век

Икона Дионисио «Шесть дней» представляет собой композицию из двух частей. Сверху шесть праздничных клейм, расположенных в два ряда. Эммануил в славе с грядущими помещен в центре над двумя нижними рядами. Ниже десять «ликов праведников» изображены продолговатыми штампами с закругленной вершиной. Праведники, «род человеческий побелевший более снега», предстают перед изображенным выше Эммануилом во славе в окружении небесных обитателей: Богородицы, Предтечи и храма архангелов, также в белых одеждах. Нижние клейма с праведниками расположены в два ряда (по пять клеймов слева и справа). Порядок выдачи марок:

  • «Неделя» — Воскрешение в виде Сошествия в Преисподнюю;
  • Понедельник — Архангельский собор;
  • Вторник — собор Джованни Баттиста;
  • Среда — Благовещение;
  • Четверг — мытье ног;
  • Пятница — Распятие;
  • Суббота Всех Святых (удлиненная с закругленными верхушками штампов): слева — блаженная, двенадцать апостолов, святые, святые, пророки; справа в тех же отличительных знаках: врачи-дармаки, достопочтенные жены, апостолы из семидесяти, мученики, мученики.

Неделя Всех Святых

Шесть дней. Мастерская Дионисия. Начало 16 века. Тесно вывозился в Вологду. Из коллекции И.С. Остроухова. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Неделя Всех Святых

Шесть дней (недель). Ярославский художественный музей конца 17 века, Ярославль

На иконе «Неделя Всех Святых» начала XVII века в центре изображен престол в окружении трех шестикрылых серафимов желтого, красного и сине-зеленого цветов. У ног архангелов Михаила и Гавриила с зеркалами в руках. По бокам в двух порядках помещены лики святых. На верхнем уровне Сальваторе Эммануэль на троне в окружении небесных сил. Перед ним предстают Пресвятая Дева и Иоанн Предотеча. Христос одет в белое одеяние и охристый гиматион.

Неделя Всех Святых

Неделя Всех Святых. XVII век, до 1616 года. Церковь Воскресения Христова с. Кейс. Пермская государственная картинная галерея

Храмы в честь Всех святых на Руси

В честь Всех Святых освящена Успенская церковь Зилантова монастыря. Изначально монастырь был посвящен двум праздникам: Успению Богородицы и Всех Святых. С момента основания монастыря (1552 г.) здесь стояли две деревянные церкви. «А в монастыре есть церковь Успения Пресвятой Богородицы и теплая церковь Всех Святых, и указы всех построек происходят из сокровищницы государя», Священное Писание 1566 г., с. По его словам, первое в истории описание Зилантова монастыря. В 1681 году была построена теплая каменная церковь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался. В 1895 г церковь Всех Святых была полностью разобрана, а в 1898 г перестроена по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского.

Неделя Всех Святых

Успенский Зилантов женский монастырь с литографией В. Турина, 1832 г

Старообрядческие и единоверческие храмы в честь Всех святых

В честь Всех Святых в 1890 году освящен храм в городе Боровске Калужской области. Храм построен по инициативе Всесвятой старообрядческой общины города Боровска. Большую часть средств на строительство храма внес московский купец 2-й гильдии В.И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С начала и до 1924 г. (до самой смерти) о. Карп. В церкви он организовал женский хор, нетипичный для старообрядческих церквей. В 1928 году Храм Всех Святых был закрыт. Его помещения использовались как местный культурный центр. Сегодня здесь располагается отдел областного Дома культуры — Центр искусств.

Неделя Всех Святых

Здание бывшей старообрядческой церкви Всех Святых в Боровске

В Москве существовал единоверный Всесвятский монастырь. Основанная в 1862 году в отеле Nuovo Cimitero Beato. Он находился на Владимирской дороге, в километре к северу от старообрядческой деревни Рогожский. Архитектор Собора Всех Святых монастыря и колокольни (1840-1843) — П.П. Буренин (1810 -?). В 1922 году монастырь был закрыт, позже на его территории был включен завод «Серп и молот», храмы были разрушены в 1934 году. Единственное сохранившееся сооружение — Никольская церковь с Покровским верхним приделом, основанная в 1873 году (шоссе Энтузиастов, ул. 7). Он расположен на пересечении Третьего транспортного кольца и шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание.

Неделя Всех Святых

Монастырь Всех Святых в Москве, фото 1883 г

В городе Шуя Ивановской области находился одноименный Всесвятский монастырь 3-й степени. Он был образован монашеской общиной при храме Всех Святых единоверцев (община при храме образована в 1886 г.) по определению Синода от 05.05.1889. В комплекс архитектурных сооружений монастыря вошли Успенский собор (1901 г.), Церковь Всех Святых с колокольней (1871 г.), трапезная, кельи, часовня, невысокая ограда с башенками. В 1930 году монастырские церкви были закрыты. Необходимость разрушения монастыря (в частности, для строительства Дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете Серп и молот. Успенский собор был взорван в 1931 году. Церковь Всех Святых с колокольней, часовней, приходской школой была разрушена в 1954-1955 годах до постройки жилого дома. На месте монастырского кладбища в 1990-х годах были построены пятиэтажки. Сохранились некоторые постройки: одноэтажный монастырский санузел (использованный по прямому назначению), двухэтажная трапезная из красного кирпича с притвором и убранством в псевдорусском стиле (1888 г.), фрагмент монастырской стены.

Неделя Всех Святых

Монастырь единоверных монахинь в Шуе

Народные традиции в Неделю Всех святых

В народе Неделю Всех Святых прозвали «Русалом». В это время было принято встречать весну. Весну встречали накануне начала Петровского поста вечером, а в Черноземной Руси (например, в Елатомском районе Тамбовской области) на следующий день (а также вечером) сделали эти свидания друг другу в лицо: молодые крестьяне, женатые и неженатые, одетые в торпиши (большой холст или мешок в форме балдахина) и спрятанные возле села во ржи, ожидая выхода девушек и молодых женщин. Потом где-то во ржи послышался слабый шорох хлыстов, которые запаслись людьми. Девочки испуганно закричали: «Русалка . сирена» — и разлетелись в разные стороны. За ними следовала хорошо одетая одежда. Женщины спросили: «Русалоцкий, какое белье?» (родится). Мамонты указали на плетку: «О, милые русалочки, как хорошо!»

В Пензенской области молодежь готовилась к этому дню через неделю, со дня Троицы. Один одет как коза, другой в женских сапогах на руках и ногах и изображал свинью, третий ходил на высоких ходулях, четвертый одет как лошадь. С этой палкой в ​​руке, прикрытой торпедой, мальчик походил на вздыбившуюся лошадь. Был и другой способ переодеться в лошадь: для этого на палку надевали конскую кость, а саму палку прикрывали балдахином и обматывали веревкой, оставив один конец свободным. К этому случаю уздечки был взят умный юноша, который играет вожака и ведет скачки и танцы упрямого и беспокойного коня. Она пнула, разгоняя смеющуюся толпу мальчиков и девочек, а затем козел налетел рядом с ней, постукивая деревянными челюстями и звоня в привязанный колокольчик. При этом играли на музыкальных инструментах: аккордеоны, балалайки, скрипки, и слышались громкие, звонкие звуки, стучащие в заслонки и кастрюли печи. Иногда ряженые просто испачкались копотью и с шумом и грохотом обходили всех состоятельных жителей, заслужив водочное угощение с танцем трепак. Прощание с самой весной происходило следующим образом: впереди них шли русалки с лошадью, за ними следовали грязные мальчишки, хлестая хлыстами по передним ногам. В поле, за деревней, произвели несколько холостых выстрелов из ружей, и в честь сирен выделялась живая девушка, скакавшая взад-вперед с палками в руках. Потом голову лошади бросали в яму до следующего года — это означало прощаться с русалкой и прощаться с весной. Наигравшись в своем селе, ребята перебрались в соседние села и продолжили там развлекаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
EzoMirek.ru
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии