В четвертое воскресенье Великого поста святая Церковь чтит память инока Иоанна Лествичника, игумена горы Синай. Этот великий приверженец благочестия известен как автор «Лестницы», классического руководства по духовной жизни. Память монаха Джованни Климако также отмечается 12 апреля (30 марта по старому стилю.).
- Жизнь и труды преподобного Иоанна Лествичника
- «Лествица»
- Сочинения преподобного Иоанна Лествичника
- Тропарь, кондак и канон преподобному Иоанну Лествичнику
- Преподобный Иоанн Лествичник. Иконы
- Храмы во имя Иоанна Лествичника на Руси
- Душеполезное поучение в неделю Иоанна Лествичника
- Духовная лестница, возводящая на небо
- Об Исидоре
Жизнь и труды преподобного Иоанна Лествичника
Монах Джованни Климако родился в Константинополе. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно это было в 570-х гг. В юности Джон получил хорошее образование. В возрасте 16 лет он приехал в Египет на гору Синай и выбрал себе наставника, Главного Мученика. Через некоторое время он был пострижен в монаха. Один из присутствующих на постриге, пожилой Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. На 19 лет преподобный Иоанн вознесся в послушании своему духовному отцу. После смерти Мученика Иоанн выбрал жизнь отшельника, уединившись в безлюдном месте Фола, где провел 40 лет в полной тишине, посте, молитве и слезах покаяния.
У инока Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды Иоанн сказал Моисею принести в сад землю для грядок. Исполнив это послушание, преподобный Моисей из-за сильной летней жары лег отдохнуть в тени большой скалы. Иоанн в это время находился в своей келье, отдыхая после долгой молитвы. Вдруг ему явился знатный человек и, разбудив подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, покоишься здесь с миром, а Моисей в опасности?» Иоанн немедленно проснулся и начал молиться за Моисея. Когда он вернулся, Джон спросил, не случилось ли с ним чего-нибудь плохого. Монах ответил, что его чуть не раздавил большой кусок камня, упавший со скалы, под которой он заснул. Но во сне ему представилось, что Джон зовет его, и он вскочил и побежал, и в этот момент на то место, где он спал, упал камень.
У Иоанна был высокий и проницательный ум, он был мудр с глубоким духовным опытом, он с любовью учил всех, кто приходил к нему, ведя их к спасению. Но в его окружении появлялись завистники, упрекающие в словоблудии, тщеславия объясняясь. Джованни взял на себя подвиг молчания, чтобы не давать повода для осуждения, и хранил молчание в течение года. Завистники осознали свое разочарование и обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы от собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, Иоанн иногда укрывался в пещере, но слава его благочестивой жизни распространилась далеко за пределы места его подвигов, и к нему постоянно приходили посетители всех рангов и государств, желая услышать слово назидания и спасение.
После сорока лет уединенного подвижничества Иоанн был избран настоятелем Синайского монастыря. Около четырех лет он руководил Синайским монастырем. В конце жизни Господь наделил Иоанна даром ясновидения и чудес. Джон умер в 649 году в возрасте 80 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно. Жизнь Иоанна была составлена через несколько лет после его смерти монахом Раифского монастыря Даниилом, его другом и современником. Отрывочные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик, его рассказ дополняет рассказ Даниила, в котором Иоанна называют «новым Моисеем».
«Лествица»
Во время управления монастырем Иоанн написал знаменитую «Лестницу» – путеводитель по восхождению к духовному совершенству. Работа написана по просьбе настоятеля Раифского монастыря Джованни. Зная мудрость и духовные дары Джованни делла Скала, настоятель Раифа от имени всех монахов своего монастыря попросил написать для них «настоящего руководства для тех, кто следует стойким и, так сказать, утвержденной лестницы, которая возводит желающих к Вратам Небесным… »Иоанн назвал свое творение« Скала », объяснив таким образом название:
Я построил лестницу восхождения . от земли к святому . по образу тридцати лет зрелости Господа, я значительно построил 30-градусную шкалу, по которой, достигнув возраста Господа, мы будет прав и в безопасности от падения.
Содержание одной из ступеней Шкалы (22 °) раскрывает стремление разрушить тщеславие. Джованни писал:
Тщеславие выражается каждой добродетелью. Когда я, например, соблюдаю пост, я хвастаюсь, а когда, скрывая пост от других, я разрешаю пищу, я снова самонадеян и осторожен. Одевшись в легкую одежду, меня охватывает любопытство, а, переодевшись в легкую, я тщеславен. Если я говорю, я во власти тщеславия. Если я хочу промолчать, я снова сдаюсь ему. Куда бы этот штекер ни повернулся, он все станет выразителем. Напрасно .. на первый взгляд он чтит Бога, но на самом деле он старается угодить людям больше, чем Богу… Люди высокомерные терпят обиды самодовольно и охотно, и только святые и непорочные могут слышать хвалу и не испытывать удовольствия .. Когда чувствуешь, что в нем твой ближний или друг, он плохо отзывается о тебе, хвалите его и любите его… Он не тот, кто проявляет смирение, кто упрекает себя: как быть невыносимым для себя? Но тот, кто обесчещен другими, не умаляет своей любви к нему… Кто превозносится природными дарами – счастливым умом, высоким образованием, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, никогда не приобретает сверхъестественных даров. Потому что всякий, кто неверен в мелочах, во многом будет неверен и тщеславен. Часто бывает, что сам Бог унижает тщеславие, посылая неожиданное бесчестие… Если молитва не уничтожает суетную мысль, давайте подумаем об исходе души из этой жизни. Если это не поможет, давайте напугаем его позором Страшного суда. «Подойди и унизь себя» и здесь, до следующего столетия. Когда хвалы или, скорее, льстецки начнут хвалить нас, мы сразу вспомним все наши беззакония и обнаружим, что совсем не стоим того, что они нам приписывают.
Рукопись “Скала»
Первый славянский перевод Скалы, вероятно, был сделан в Болгарии в 10 веке; выдержки из этого перевода вместе с выдержками из египетского скита и патерика были включены в собрание, к которому Изборник относится к 1076 году на Руси, самой известной из которых является копия, сделанная в 1387 году митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в Монастырь Учеников и привезенный им в Россию в 1390 году. В собрании рукописей Троице-Сергиевой Лавры содержится 10 экземпляров «Скалы» XV-XVII веков. В целом они построены по одному плану: после Жития Иоанна лестницы, написанного Даниилом Раифским, и предварительных букв предлагается предисловие, иногда приводится рисунок цветной лестницы, основной текст , после чего были размещены «известия о святых отцах Иоанна» и ряд дополнительных материалов. Поскольку Устав должен был читать Скала во время Великого поста, некоторые рукописи содержат подразделение по концепциям. В 1647 году по указу царя Алексея Михайловича и с благословения Патриарха Иосифа за несколько месяцев в Москве было исполнено первое издание славянского перевода толковой «Скалы», имевшего общероссийское значение. Издание выполнено по рукописи монаха Соловецкого Сергия (Шелонина), принимавшего участие в работе типографии.
Книга “Лестница”, рукопись с миниатюрами. XVIII век
Сочинения преподобного Иоанна Лествичника
Монах Джованни Климако является автором нескольких произведений:
- «Лестница Божественного восхождения». Произведение также известно как «Лестница в небо». Написано в конце шестого века по просьбе Иоанна, настоятеля Раифского монастыря: «Научи нас невежественных тому, что ты видел в видении Бога, как древний Моисей, и на той же горе; и поместил это в книгу, как на скрижали, написанные Богом, в назидание новым израильтянам ». Предоставляет рекомендации по улучшению. Образ «Лестницы» заимствован из Библии, где описывается видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). Произведение относится к категории аскетической литературы.
- «Пастырь, или особое Слово для пастыря». Текст адресован игумену Иоанну Раифскому. Слово посвящено роли духовного отца в жизни монаха.
- «Ответное письмо монаху Иоанну Раитскому». Настоятель Раифского монастыря просит Джованни Климако прислать «драгоценный выпуск» в назидание его ученикам; В ответ Джованни Климако обещает прислать свои работы, опасаясь «смерти от непослушания».
Тропарь, кондак и канон преподобному Иоанну Лествичнику
Тропарио, пункт 8
Слезами вы напоили источник в засушливой пустыне и заставили ёжика выйти из бездны с воздухом, сотня трудов довела вас до конца. И он становится светильником вселенной, который чудесами светит Иоанну, Отцу нашему. Молитесь Богу Богу, спасите наши души.
Кондак, д.4
Как если бы божественная лестница была найдена, преподобный Иоанн, ваши божественные писания мы возводим к небу: а воображение было добродетелью. Молитесь Христу Богу, чтобы наши души спасли.
Кондак, д.4
На вершине Господа воздержания поистине поместите себя, как нелестную звезду, освещающую концы, наставника Иоанна, нашего Отца.
Библиотека русской веры
Канон преподобному Иоанну Лествичному
Читать онлайн
Преподобный Иоанн Лествичник. Иконы
Иконографические изображения, связанные с преподобным Джованни делла Скала, делятся на две группы: изображения одного святого и изображения на тему Скалы. Монах Иоанн изображается худым, с аскетичным лицом, высоким лбом, иногда с обозначением глубоких складок-морщин и небольших участков облысения.
Сан-Джованни, великомученик Георгий и Сан-Бьяджо. Новгород, вторая половина. 13 век. СПб, Государственный Русский музей
Преподобный Иоанн. Фреска. Кипр, монастырь Неофита. 1197 г до н.э
Монах Джованни делла Скала изображен в монашеском облачении, состоящем из туники, плаща и узора. В руках Иоанн Лествичник обычно держит крест, свиток или книгу, как автор «Лестницы».
Достопочтенный Джованни Климако. Монастырь Святой Екатерины на Синае, конец 14 – начало 15 века
Сводные русские оригиналы иконописной живописи (XVIII век) показывают облик монаха по отношению к описанию композиции «Скала»:
.. Сходство серой брады с партией Власиева, в схеме, почтенном облачении (Филимонов. Иконопись оригинал. С. 306; Там же: Большаков. Иконопись оригинал. С. 84).
Иконография монаха Иоанна сформировалась довольно рано, но проследить ее по сохранившимся памятникам можно не ранее 10 века. В мозаичном и фресковом убранстве церквей изображение Иоанна Лествичника часто помещалось между прославленными святыми и подвижниками.
Святые Иоанн Скала, Иоанн Дамаскин, Арсений. Иконка (планшет). Новгород. Конец 15 века
На иконе «Святые Иоанн Лествичник и Савва Стратилат перед Спасителем» Благовещенского собора в Сольвычегодске изображен Иоанн Лествичник с короткими волосами, удлиненной и слегка раздвоенной бородой; с раскрытым свитком в руке (текст на свитке: «Поднимитесь, поднимитесь, слушайте, братья…» – отрывок из 30-го Слова Лестницы».
Джованни Климако и Савва Стратилат, идущие к Спасителю. Из Сольвычегодского Благовещенского собора. Сольвычегодск, СИХМ. Начало 17 века
До сих пор сохранилось множество иллюстрированных копий произведений Джованни Климако, в которых 1-2 миниатюры, изображающие лестницу и / или преподобного, обычно размещались на титульном листе или в композициях, иллюстрирующих текст. Наиболее распространенным типом иллюстраций была композиция с лестницей, ведущей в небеса, и поднимающимися по ней монахами, многие из которых упали, соблазненные демонами; Традиционно на этой миниатюре изображен Джованни делла Скала – внизу лестницы или на одной из верхних ступенек.
Икона “Видение Сан-Джованни делла Скала”. Середина 16 – начало 17 века
Икона “Видение Сан-Джованни делла Скала”. XVIII век
Сохранилась византийская икона «Ла Скала Селесте ди Сан Джованни делла Скала» (конец XII века) из монастыря великомученицы Екатерины на Синае на тему Скалы. На иконе изображена лестница из 30 ступенек, ведущих в небо, по которой монахи устремляются вверх, но многие из них, захваченные демонами, не достигнув своей цели, падают. Наверху лестницы находится благословленный Христом Джованни Климако, изображенный в небесном сегменте, за ним следует архиепископ Антонио дель Синай, по инициативе которого была создана икона. Ниже представлена группа монахов, над ангелами.
Небесная лестница Сан-Джованни-делла-Скала. Он происходит из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Конец 12 века.
Во второй половине XI века появляются иллюминированные рукописи Скалы, ярко отражающие идеалы монашеского аскетизма. Некоторые содержат подробный цикл иллюстраций различных стадий покаяния и аскетизма, но первоначально в греческих рукописях было только чернильное изображение тридцатиступенчатой лестницы, увенчанной крестом.
Видение монаха Джованни делла Скала. Древнерусская миниатюра начала 16 века
В XVII веке появляются печатные книги с гравюрами на тему «Лестницы»: «Постный триод» и «Скала» (Киево-Печерский монастырь, 1627 г.), «Скала» (с гравюры Ф.И., 1647 г.), «Лестница» триодный пост »(с гравюры В.Л. Ушакевича, Львов, типография Ставропигийского братства, 1664 г).
Композиция «Лестница» часто воспроизводилась на стенах русских храмов. Например, на южной стене галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551 гг.) Изображены светлые фигуры отшельников в покаянных позах, олицетворяющие 5 ступень лестницы (покаяние), изображены в штампы в виде ячеек).
Особое значение в старообрядческой культуре получила сюжетная линия «Лестницы». Так, на иконе «Видение Сан-Джованни делла Скала» (конец 18 – начало 19 века, РМ) каждая из 30 ступеней пронумерована и сопровождается надписью в соответствии с названием глав книги. Джованни Климако изображен слева с развернутым свитком. В верхней части иконы с ангелами изображен Иисус Христос, который встречает монахов, достигших небес; справа от них – широкая панорама белокаменного города с садом: небесный Иерусалим, за пределами которого находятся святые, которым даровано небесное блаженство.
Видение монаха Джованни делла Скала. С участием. XVIII – скоро. XIX век, Государственный Русский музей
Икона “Видение Сан-Джованни делла Скала”. Гуслица, 19 век
Храмы во имя Иоанна Лествичника на Руси
Именем монаха Джованни делла Скала был освящен храм на площади собора Московского Кремля, известный нам как колокольня Ивана Великого. У основания колокольни находится церковь Сан-Джованни-Климако. После увеличения высоты 81 м в 1600 году (при Борисе Годунове) колокольня была самым высоким зданием в России до начала 18 века. В 1329 году на этом месте была построена церковь Сан-Джованни-Климако типа «как под колоколами». В 1505 году старую церковь разобрали, а к востоку от нее итальянский мастер Бон Фрязин построил новую церковь в память об Иване III (1440–1505), умершем в том же году. Строительство было завершено в 1508 году. В 1532-1543 годах архитектор Петрок Малый дополнил прямоугольную колокольню с церковью Вознесения Господня на северной стороне церкви, которая была полностью перестроена и приобрела форму, близкую к современной в России третья четверть семнадцатого века. В 1600 году, во время правления царя Бориса Годунова (1552–1605), предположительно «владыки» Федора Савельевича Кона (около 1540 – после 1606), к двум уровням колокольни Ивана Великого был пристроен еще один, после чего колокольня приобрела современный вид.
Колокольня Ивана Великого (церковь Джованни Климако) летать
Именем преподобного Иоанна Лествичника освящена надвратная церковь Кирилло-Белозерского монастыря. Церковь построена в 1572 году на средства сыновей Ивана Грозного (1530-1584), цесаревича Ивана (1554-1581) и Федора (1557-1598). Поэтому его главный и боковой алтарь были освящены во имя святых Иоанна Лествичника и Феодора Стратилата (умер в 319 г.), названных в честь князей.).
Кирилло-Белозерский монастырь. Святая дверь с дверью церкви Джованни Климако
Во имя Иоанна Лествичника освящена церковь в монастыре Иоанна Богослова Савво-Крыпецкого в Псковской области. Храм был построен в 1540-1550 годах. Освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Джованни делла Скала.
Монастырь Иоанна Богослова Савво-Крыпецкого
Во имя преподобного Иоанна Лествичника освящен одно верующий храм в городе Куровское Орехово-Зуевского района Московской области.
Единоверная церковь во имя Иоанна Лествичника в городе Куровском
Душеполезное поучение в неделю Иоанна Лествичника
Каждая неделя Великого поста последовательно, словно постепенно, переносит нас от воскресенья прощения, когда они вспомнили о преступлении и изгнании Адама из Рая, до светлой Пасхи Христа, Который вновь открыл для нас вход в Царство. Небес ранее потерянный. Четвертая неделя Великого поста посвящена памяти монаха Джованни делла Скала, составителя книги «Ла Скала». Он показывает истинный и мудрый путь тем, кто желает достичь внутреннего равновесия и совершенства. На протяжении многих веков Ла Скала была одним из самых читаемых святоотеческих творений. Даже сегодня все, кто интересуется высшей и непреложной наукой, внимательно читают ее: как спасти свою бесценную и бессмертную душу, как «лишить старого страстями и похотями» и стать «новым Адамом», безупречным и добродетельным, следовать за воскресшим Христом в вечной небесной радости Пасхи, достойно и справедливо приготовленной на земле.
Всем, кто спешит вписать свои имена в книгу жизни на небесах, эта книга показывает самый превосходный путь. Следуя по этому пути, мы увидим, что она безошибочно руководит своими последующими инструкциями, сохраняет их неуязвимостью от любого камня преткновения и представляет нам утвержденную лестницу, возводящуюся с земли в Святое Святых, на вершине которой находится утвержденный Бог Всевышнего. Любовь (Из предисловия к «Лестнице»).
Когда мы внутренне расслабляемся, мы теряем бдительность и самоконтроль, затем мало-помалу мы сходим с пути добродетелей и идем в противоположном направлении. Восхождение на гору сложно и утомительно, но спуск всегда бывает быстрым и легким. Однако в дальнейшем тем, кто желает вернуться в прежнее, лучшее состояние, придется больше работать.
Наш ум постоянно требуется обучать и направлять священными книгами, потому что он не может оставаться в бездействии. Потому что, если он не творит добро, он тяготеет ко злу («Сад цветов» священной женщины Доротео).
Пока мы живем в этом теле, никто из нас не может быть уверен, что мы действительно достигли высот и праведности в жизни, поскольку было много случаев, когда даже самые суровые аскеты внезапно подвергались сокрушительному падению. Некоторые нашли в себе силы бунтовать и снова восстать, но есть и те, кто был раздавлен до смерти, то есть поврежден разумом и впал в ересь или погряз в пороках плоти. Поэтому святые отцы всегда помнят о внимании и частом учении книги распознавать происки мысленного врага и, не спотыкаясь, идти к спасительному самосовершенствованию. Действительно, Ла Скала может быть самым опытным и мудрым проводником, направляя и защищая нас на этом трудном и долгом пути. Его краткое содержание, раскрывающее сущность и смысл духовного восхождения, описано и в «Цветочном саду» священника Дорофея, который по праву можно назвать «жемчужиной» святоотеческой литературы Древней Руси.
Духовная лестница, возводящая на небо
Реальность
Я видел духовную шкалу добродетелей, ведущую на небеса, рассчитанную по годам воплощенного Христа. Начало этой духовной лестницы, ведущей на небеса, основано на отвержении мира и всего земного во всех мыслях, действиях и желаниях. И его конец был установлен в Sancta Sanctorum. Ступени этой духовной лестницы, ведущей на небеса, строятся по-разному, в зависимости от их происхождения. И, постоянно поднимаясь по этой духовной лестнице, позвольте каждому из нас достоверно посмотреть на свою ногу, на какой ступеньке он стоит – и не поскользнуться, взбираясь по ней. И он поднимается по этой лестнице как фактами, так и мыслями. И, достигнув вершины, все любящие Бога встанут на нее.
Интерпретация
Жить по заповедям и делать добрые дела – все равно что подниматься по лестнице. Поэтому духовной лестницей, ведущей в небеса, называются заповеди Господа и отцовские добродетели. А мы, как будто поднимаемся по лестнице, шаг за шагом поднимаемся. А если кто-то начнет лазить через два-три, то он поскользнется, упадет на землю и сломается. То же самое и с заповедями и добродетелями. Те, кто начинают обходить первые заповеди и добродетели, вторые не будут подчиняться, но будут сопротивляться. Поэтому нужно ассимилироваться одно за другим, как будто поднимаясь по ступеням лестницы.
Реальность
Я также назову эту лестницу здоровым, истинным и заслуживающим доверия путем, по которому идут многие. И все они идут по этому пути, потому что их приглашают в большой город. Но немногие достигают этого, лишь немногие избранные. Остальные опаздывают, кто где. Тех – кто только начинает этот путь, этих – кто идет на полпути и отклоняется на другие пути. Некоторых, уже достигших этим путем большого города, настигает ночь у ворот, и они не успевают войти. Другие, усердно ступая по этому пути, воспалив ноги своих сердец, тотчас же, как стремительный олень, достигают большого города прежде, чем стемнеет, и радостно входят внутрь. А некоторые вообще не хотят идти по этой лестнице и по этому трудному пути, не меньше.
Интерпретация
А сколько призванных и избранных, идущих по пути спасения? Потому что Господь Бог говорит в Святом Евангелии: «Много званых, а мало избранных» (Лк 14:24). Фактически, Господь Бог призывает весь мир ко спасению в Святом Евангелии и других священных книгах. Но немногие избранные прислушались к его зову. Поэтому сам Господь называет их малым стадом. Как будто он утешал свою избранную паству рукой и своим словом, освобождая их от всякой нужды и защищая их. А он говорит: «Не бойся, стадо! За то, что Отец ваш был рад дать вам Царство »(Лк 12:32). («Цветник» священника Доротео).
Начало пути спасения – это твердая решимость и мужество жить по вере и заповедям Божьим в непрекращающемся терпении всех страданий, обнаруженных здесь. Итак, решить бесстрашно следовать за Христом и не возвращаться к его древним греховным страстям и способностям и не уподобиться жене Лотоса, которая бежала из горящего города, но при этом умерла на самой дороге, став соляным столбом. Потому что «тот, кто, взяв руку на плуг, а потом обратится, не заслуживает доверия Царству Божьему» (Лк. 9:62). Каждый прожитый день, в котором мы каким-то образом превзошли нашу волю и радость сохранить и исполнить святую заповедь, подобен новой ступеньке вверх.
Как небо далеко от земли, так и человеческая душа в начале своего дела еще далека от совершенства. Но постепенно трудолюбивый аскет с большим усердием и рвением, с постоянным самоотречением восходит к нетленному миру, преодолевая такие боли и препятствия, которые могут знать только те, кто перешел этот путь. «Духовная война» – это узкая и тернистая дорога в гору с земли на небо, где нужно «быть распятым» со Христом, чтобы стать достойным небесных обителей и вечной жизни.
В «Скале» Сан-Джованни-дель-Синай есть удивительная история о предприятии отшельника аввы Исидора, на примере которого можно увидеть, как именно внутренний мир человека, желающего не отставать от греховной привычки и жить согласно евангельскому слову Господа постепенно преображается.
Об Исидоре
Некий человек по имени Исидор, из князей города Александрии, удалился в этот монастырь. Преподобный пастырь, приняв его, заметил, что он очень хитрый, суровый, сердитый и гордый. Поэтому этот мудрый отец пытается преодолеть демоническую хитрость с помощью человеческой фантастики и говорит Исидору:
Если вы действительно решили взять на себя иго Христа, то я хочу, чтобы вы сначала научились послушанию.
Исидор ответил:
Как железо кузнецу, покоряюсь Тебе, святой отец, в послушании.
Тогда великий отец немедленно поручает этому железному Исидору учение и говорит:
Я хочу, чтобы ты, истинный брат, стоял у дверей монастыря и преклонялся до земли перед каждым, кто входит и выходит, говоря: «Помолись за меня, отец, ибо я одержим злым духом».
Исидор повиновался своему отцу не меньше ангела Господня. Когда он провел семь лет в этом предприятии и достиг глубочайшего смирения и нежности, тогда незабываемый отец после семи лет юридических искушений и несравненного терпения Исидора пожелал, чтобы его, как наиболее достойного, причислили к братьям для заказа. Но он много молился пастору, чтобы он мог совершить подвиг в том же месте и таким же образом, неопределенно намекая этими словами, что его смерть приближается и что Господь призывает его к Себе, и это сбылось…
Я спросил этого великого Исидора, когда он был еще жив: чем он думал, когда стоял у ворот? Это памятное, желающее быть полезным мне не скрывало от меня.
«Сначала, – сказал он, – я думал, что продал себя в рабство за свои грехи, а затем со всей болью, насилием и кровавым принуждением отдал дань уважения». Спустя год мое сердце больше не чувствовало боли, ожидая от Самого Господа награды за терпение. Когда прошел еще год, в душе я начал считать себя недостойным быть в монастыре, и видение отцов, и вид на их лицах, и причастие Святых Таин, и, опустив глаза, и задумавшись еще ниже, я искренне просил приходящих и выходящих помолиться за меня (Скала, слово 4, 23-24).
Смирение и терпение без жалоб на тех, кто находит боль, подобны двум перилам, которые твердо поддерживают нас на пути восхождения к добродетелям. Как куколка незаметно для посторонних глаз превращается из неприглядной гусеницы в красивую бабочку, так душа подвижника украшается и просвещается в тайном труде аскетического самосовершенствования. На повседневных примерах мы видим, как медленно, год за годом, выпускник первого класса постоянно приближается к урокам высшей математики, которые он не мог выучить в начале учебы, хотя и обладал для этого необычайными способностями.
Духовную школу по праву называют «наукой наук», потому что она открывает человеку неизведанный, лучший мир и через молитву делает его собеседником Бога и Божьих святых. Но тем более эта наука требует к себе особого внимания долгосрочное обучение, постепенно поднимающее человека к его чудесным и сокровенным знаниям. Когда школьник оканчивает школу, где он, постепенно растущий телом и духом, из ребенка уже становится полностью взрослым человеком, он с нетерпением ждет выпускного экзамена, в результате и оценки лет, прошедших до начала жизни новое и неизведанное.
Но насколько ужасным и трепетным будет это последнее, последнее испытание всех наших действий, когда мы увидим себя в поистине неприятном свете и когда Господь оценит нас и произнесет Свое Слово, согласно которому откроется неизвестная и незнакомая вечность заканчивают каждый по заслугам.
Это мудрый поступок, поистине мудрый, и нет на свете мудрее его, как будто кто-то спасал его душу. Поскольку все хитрости земли останутся на земле, только эта мудрость пойдет с душой и приведет ее в Царство Небесное. Небо находится высоко над землей, и нет материальной лестницы, чтобы добраться до него, нет видимого подъема. И только те, кто переносят страдания, боль и смиренные, поднимаются туда. Кто идет по этой лестнице, следует путем добродетели и спасения, соблюдает заповеди Господа и отцовские добродетели.
Поднимайтесь, поднимайтесь по этой лестнице непрестанно и по пути сей спасительного, о братья! Если мы хотим подняться на небеса, вот лестница для нас, ведущая на небеса и путь спасения.