Недели по Пасхе - Православный портал «Азбука веры»

Недели по Пасхе

Недели после Пасхи называются так не только для времени, следующего за Пасхой, но и из-за священных воспоминаний в них, связанных с божественным прославлением Христа: Воскресшего, Вознесенного и ниспослания Святого Духа Его ученикам и апостолам. Согласно этим воспоминаниям, у каждой недели есть свое название.

Правило Церкви называет неделю и всю неделю, и, прежде всего, ее первый день — воскресенье. Далее неделя означает день: воскресение.

Неделя 2‑я – апо­стола Фомы. Анти­пасха

Антипасха (от греч. Ἀντι — вместо -, наоборот — Пасха) — первое воскресенье после Пасхи, иначе называемое неделей Фомы, или воскресеньем Фомино.

Служба в этот день связана с воспоминанием о двух явлениях воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно, в вечер Светлого Воскресения (для десяти апостолов апостол Фома отсутствовал) и по прошествии восьми дней для одиннадцать апостолов, среди которых был апостол Фома, который ранее сказал: «Если я не увижу его в его израненных гвоздями руках, и я не ткну пальцем в раны от гвоздей, и я не приложу руку в ребра его не поверю (Иоанна 20:25). Это явление Христа апостолам и ощущение его ран апостолом Фомой подтверждают веру в истинность воскресения Христа и напоминают о завете Самого Спасителя: блаженны те, кто не видел и не уверовал (Иоанна 20: 29). И это также свидетельствует о силе Того, для кого нет преград ни за закрытыми дверями, ни в какой-либо человеческой силе.

В неделю Антипаши мы слушаем тропарий во время богослужения: Гроб запечатали, от гроба светило чрево, Христос Бог, и у дверей узников явился Ты как ученик, все Воскресение, праведники Дух от тех, кто обновляет нас по величию твоей милости.

Неделя 3‑я – святых жен-миро­но­сиц

В этом воскресении Церковь чтит память святых мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопу, Саломею, Иоанна, Марту и Марию, Сусанну и других, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тайных учеников Христа. Совершая богослужение этого дня, Церковь возвращает нас к Голгофе у Креста Христа, с которой Иосиф и Никодим снимают Его Чистейшее Тело, и к вертолетной площадке у гробницы, где они кладут Тело Иисуса Христа.. и где тогда мироносцы, пришедшие помазать Тело ароматными маслами, первыми удостоятся чести увидеть Воскресшего Господа (Мк 15.43-46; 16.1-8). Евангелие показывает нам, что вера и усердие не остаются без ответа: Божья благодать приходит перед ищущими Бога.

Следуя примеру святых мироносцев, мы должны воспламенить в своих сердцах истинную бескорыстную любовь к нашему Спасителю, чтобы, как говорит апостол (Рим. 8: 38-39), ничто не могло отделить нас от Него, ни настоящее, ни будущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни люди. Более того, как святые женщины, раненные неистовой болью при виде распятого Господа, искали и находили утешение в Его собственной гробнице, так и каждая христианская душа должна искать утешения в болях и муках у гроба и креста своего Спасителя.

Прославляя мироносиц, Церковь прославляет их словами тропария: Ангел явился несущим у гроба в слезах: сущность мира достойна умерших, но Христос чужд тлению. Но взывайте: Господь воскрес, даруйте миру великую милость.

Неделя 4‑я – о рас­слаб­лен­ном

В этот день в церквях мы читаем евангельский отрывок о чудесном исцелении парализованных Господом. Он болел 38 лет и ждал своего освобождения у пруда, где первый, кто вошел в него, исцелялся один раз в год (Иоанна 5: 1-14).

Этот бассейн был прообразом крещальной купели, данной Христом, в которой более одного раза в год и в любое время всякий верующий может исцелиться после очищения от скверны греха и родиться для новой жизни. Пять закрытых проходов, ведущих к чаше, символизируют пять Книг Моисея, ведущих к спасению, то есть Еврейское Писание, которое, согласно слову Самого Спасителя, свидетельствует об этом (Иоанна 5:39). Следовательно, множество больных людей, лежащих вокруг пруда, представляет собой образ падшего человечества, пораженного грехом, ожидающего пришествия Мессии и спасения.

Евангелие расслабленных иносказательно говорит нам о болезни духовного расслабления. Такое расслабление обычно происходит от отчаяния, лени и отчаяния, но важно помнить, что даже малейшее усилие и терпение, предпринятые верующим в такой ситуации, не будут потрачены зря, поскольку Господь всевидящий и в то время, как известно, Он непременно протянет правую руку и скажет: «Встань и иди»! Важно помнить, что спасение людей невозможно без какого-либо усилия со стороны самих людей, потому что Царство Небесное взято силой, и те, кто прилагает усилия, радуются (Матфея 11:12).

Кондак праздника: Моя душа, Господь, во всех видах грехов и неуместных поступков, я буду ослаблен твоим божественным ходатайством, как ты воздвиг ослабленный в древние времена, но позволь нам сохранить призыв Тая: Щедрый, слава Христос, твоя сила.

В среду четвертой недели празднуется праздник Пятидесятницы, то есть в половине случаев от Пасхи до Пятидесятницы. Предварительная подготовка соединяет два величайших христианских праздника: Пасху и Сошествие Святого Духа. В этот день вспоминается событие из жизни Христа Спасителя, когда он учил в церкви о Своей божественной миссии и таинственной воде во время приготовления ветхозаветного праздника кущей, под которым понимается учение Христа и дары исполненный благодати Святого Духа. Об этой воде говорят в тропарии «Преполоведение»: «Готовься к вечеринке, выпей мою жаждущую милосердия душу водой, как будто всем, Сальваторе, ты кричал: жаждущий, пусть подойдет ко мне и пусть напоет». Источник нашей жизни, Христос Бог, слава Тебе.

Неделя 5‑я – о сама­ря­ныне

На этой неделе Церковь предлагает нам беседу между Иисусом Христом и самарянкой, в которой он ясно признал себя Мессией (Иоанна 4: 5-42). Своим словом, полным благодати, Господь, дающий «воду живую, истощающую источники грехов» (канон недели), ведет самаритянку и через нее многих самаритян к исповеданию Его Божественного Величества и возвращается их на истинный путь.

По легенде женщина, которую Господь встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть за Христа в Риме в 66 г. Праздник Кондака: Верою самарянка, пришедшая к сокровищу, раньше твоей мудрости, была обильно пьяна, Царство над наследством вечно, как будто оно были великолепны.

Неделя 6‑я – о слепом

Этот праздник напоминает нам об исцелении Господом слепорожденного, описанном в Евангелии (Иоанна 9: 1-38).

Следуя примеру человека, рожденного слепым, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ каждого грешника, слепого от рождения, потому что все согрешили и лишены славы Божьей (Рим. 3:23), и дает понимание глаза слепого учит, что истинный просветитель — это только Господь, «Податель света, этот свет от света» (синаксар недели), и только в этом свете можно увидеть истину и спасение.

Кондак праздника: ослепла душа моя, к Тебе, Христос, я прихожу, как слепой от рождения, в покаянии зову Тая: Ты самый яркий свет во тьме.

Неделя 7‑я – святых отцов I Все­лен­ского Собора

На этой неделе отмечается память 318 отцов Первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году в городе Никее во время правления императора Константина Великого.

Его главной задачей было разоблачить ложное учение александрийского священника Ария, который отверг Божественность и вечное рождение Сына Божьего от Бога-Отца и учил, что Христос — только высшее творение. Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором основана вся вера и вся Церковь Христова и который является единственным основанием надежды на наше спасение.

По приглашению святого Константина в Никее собрались представители христианских церквей разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время гонений и имевших на теле следы пыток. Участниками Собора были также большие светильники Церкви — святые: Николай, архиепископ Мирликийский в Ликии; Спиридон, епископ Тримифунтский; Афанасий Великий, ревностный борец за чистоту Православия, бывший тогда диаконом, и другие святые отцы, почитаемые Церковью.

Собор, как говорится в Синаксаре недели, проповедовал Сына Божьего, «Единосущного и единственно достойного Отца», и признал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. Работа Собора привела к появлению семи первых членов Православного символа веры, который был дополнен после Второго Вселенского Собора.

Тропарь святым отцам: Ты прославился, Христос Бог наш, Отцы наши воссияли на земле, и всеми учившими нас истинной вере, Слава Тебе щедрой милостью.

***

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector