молитвы перед причастием
Молитвы

Зачем молиться перед причастием

Таинство Причащения, иначе называемое Евхаристия, составляет важный элемент богослужебной практики всех основных христианских конфессий — православия, католичества и протестантизма с раннехристианских времен и доныне. Одно из важных условий правильного приобщения верующих мирян Святых Тайн подразумевает пост, искреннее раскаяние и чтение молитвы перед причастием.

молитвы перед причастием.

Подготовка к причастию

Причащение Телом Христовым является одним из церковных таинств, подготовка к участию в котором требует усилий от верующего — как плотских, для умиротворения своего телесного начала, так и молитвенных, для обуздания и смирения своего духовного естества.

К таинству Причастия миряне готовятся вне церковных стен. Находясь дома, они ограничивают себя в развлечениях, еде и питье, читая молитвы перед образами. Однако готовящемуся не так важна внешняя обстановка, как его внутренний духовный настрой.

Тем, кто живет в стесненных жилищных условиях, например в общежитиях, или находится в длительной командировке и желает избегнуть различных соблазнов, допустимо готовиться к причастию в любое удобное время и в любом месте, даже на улице. Следует привести себя в сосредоточенное состояние для безмолвного чтения молитвы, как если находишься перед самим Господом Богом.

Необходимость прочтения молитвы

О необходимости молиться неоднократно говорил посланный на землю Бог Сын Иисус Христос своим ученикам, а через них всем уверовавшим в Него. Молитва по учению Христа нужна для того, чтобы не впасть в искушение, постоянно поддерживать бодрость духа и спастись.

Молитвенное говорение — это каждодневная духовная практика, зарядка души и ума, опора в сиюминутных житейских вызовах и невзгодах. Тем более необходима она в таком духовном делании, как причащение Святых Тайн. Очистив душу покаянием, смирив плоть постом и воздержанием, направив молитвами ко Святому Причащению свой духовный путь к вечной жизни, будущий причастник достигает христианской гармонии, позволяющей ему заслуженно принять причастие в церковном храме.

Молитвенные тексты читаются наизусть, по книге, рукописям или отдельным листам, распечатанным на принтере. Наизусть следует знать хотя бы 1 молитву — «Отче наш», переданную верующим через Евангелие Иисусом Христом. «Отче наш» постоянно читают в церкви во время богослужений.

молитва

Молитвы перед исповедями

Специальное молитвенное правило для верующего перед таинством Покаяния церковным уставом не установлено, тем не менее следует прочитать покаянные молитвы перед исповедью, рекомендуемые Церковью. Тексты моления можно скачать в интернете, найти в молитвослове, продающемся в церковных лавках, в других книгах. Готовясь к исповеди, полезно обратиться за советом к священнику в церкви.

Из покаянных молитв советуют прочесть Покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу, 50-й псалом из Псалтири, повествующий о покаянии Царя Давида, а также ряд других молитв, например обращение к Святому Духу.

Псалтирь желательно иметь дома для постоянного молитвенного обихода. Она может быть переведена на русский язык или славянский, а точнее церковнославянский, принятый при богослужениях в Русской православной церкви. Присутствуя в православном храме на утреннем или вечернем богослужении с Псалтирью на церковнославянском языке, верующий мирянин может следить за прочтением псалмов священно- и церковнослужителями, мысленно или вслух повторяя слова и достигая таким образом сообразной молитвенной симфонии с чтецами.

За неделю в храме прочитывается вся Псалтирь, так что при отсутствии времени мирянин может посетить церковь в тот день, когда будет прочтен 50-й псалом, и в этот же день исповедаться. Благотворность чтения псалмов отмечена многими мирянами и священнослужителями. В народной и церковной мистической традиции считается, что бесы трепещут перед Псалтирью.

Молитвы перед причастием

Молитвы ко Святому Причащению бывают утренние и вечерние, а также к ним добавляется евхаристическое (причастное) молитвенное правило. Согласно ему произносятся следующие каноны:

  • покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • молебный ко Пресвятой Богородице, написанный монахом Феостириктом;
  • Ангелу Хранителю.
В пасхальную неделю (Светлую седмицу) эти чтения заменяются Пасхальным каноном.

Читаются следующие утренние молитвы перед причастием:

  1. Сразу после пробуждения — краткая начальная молитва, в православии называемая «началом».
  2. После небольшой паузы, необходимой готовящемуся, чтобы привести свои чувства в порядок и сконцентрироваться, произносится молитва мытаря из Евангелия от Луки.
  3. Затем 5 молитв: предначинательная, Святому Духу, Трисвятое, ко Пресвятой Троице, «Отче наш».
  4. Тропари Троичные, завершающиеся просьбой ко Господу о помиловании, повторенной 12 раз.
  5. Псалом 50.
  6. Символ веры.
  7. Обращения ко Господу св. Макария Великого, почитающегося в лике преподобного в православной и католической церквях.
  8. Его же обращения ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.
  9. Просьба к святому, в честь которого крещен готовящийся, о небесной молитвенной помощи.
  10. Песнь Пресвятой Богородице, Тропарь Кресту, просьба за отечество.
  11. Моление о ныне живущих, с упоминанием имен духовного отца молящегося, родителей, родственников, начальников, наставников, благодетелей, а также о всех православных христианах. Мольба об усопших. По возможности краткие обращения о живущих и об усопших заменяются на развернутое моление ко Господу. Прошение о живых включает упоминание юношей, девушек, старцев, немощных, нищих, сирот, странствующих, воинов и т.д.
  12. Слово об окончании утреннего молитвенного чтения.

Псалом 50

Вечерние молитвы, иначе называемые «на сон грядущим» (перед сном), содержат следующие тексты:

  1. «Во имя Отца…», «Царю Небесный…», «Святый Боже…» (3 раза), «Слава…» и «Пресвятая Троице…»
  2. «Отче наш».
  3. Тропари и просьба ко Господу о помиловании 12 раз.
  4. Обращение св. Макария Великого к Богу Отцу Святой Троицы.
  5. Мольба Вседержителю, доброму Пастырю, Святому Царю Иисусу Христу, написанная св. Антиохом.
  6. Мольба о помиловании ко Пресвятому Духу св. Антиоха.
  7. Моление 4-е св. Макария Великого о прощении согрешений, устранении бесовского уныния. Славословие Пречистой Богородицы Марии, заступницы грешных.
  8. Мольбы 5-я («Благой Боже, человеколюбец, прости меня») и 6-я с просьбой о помощи в укрощении страстей, избавлении от порочных мыслей, обретении добродетельной жизни.
  9. Обращение ко Господу святителя Иоанна Златоуста с просьбой об избавлении от вечных мук, о сохранении небесных благ, просветлении сердца, помрачении постыдной похоти.
  10. Обращение 8-е к Господину нашему Иисусу Христу с просьбой об избавлении от бесовских искушений и пагубных страстей.
  11. Воззвания 9-е, ко Пресвятой Богородице, монаха Петра Студийского: «Я, окаянный, беспрестанно согрешающий и гневящий Сына Твоего, молюсь и каюсь…» и 10-е о наставлении на благие дела.
  12. Просьба ко святому Ангелу Хранителю о защите от грехов.
  13. Молитвословие (кондак) Преславной Приснодеве, Божией Матери Господина нашего Иисуса Христа.
  14. Мольба св. Иоанникия («Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»). Защищает от дурного влияния.
  15. Обращение к человеколюбивому Владыке св. Иоанна Дамаскина.
  16. Мольба Пречестному Животворящему Кресту Господню об изгнании бесов и супостатов. Допускается краткий вариант.
  17. Молитвы об оставлении наших прегрешений и просьба к человеколюбивому Господу о прощении ненавидящих и обижающих нас, о милости к родственникам нашим, ко всем путешествующим, плененным и прочим. Поминание усопших. Благодарность делающим добро.
  18. Повседневное исповедание грехов и заключительная молитва перед сном о передаче своего духа в милостивые руки Господа нашего Иисуса Христа.

Отче Наш

Начинающим, немощным, болящим мирянам перечень молитв, необходимых к прочтению, может быть сокращен духовным настоятелем сообразно их силам.

При последовании ко Святому Причащению читаются тропари, 50-й псалом, молитвенные тексты архиепископа Василия Великого (Кесарийского), святых Иоанна Златоуста, Симеона Метафраста, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова. Непосредственно перед причастием следует сосредоточиться и мысленно произносить стихи Симеона Метафраста «Приступаю к Божественному Причащению».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector