В 912 году князь Олег скончался. Согласно легенде, волхвы – служители славянского языческого культа, рассказали ему причину его
смерть станет его конем. Олег отделился от коня, приказав слугам позаботиться о нем и покормить его. Спустя долгое время он обнаружил, что его лошадь больше не жива, и захотел посмотреть на оставшиеся кости своего верного товарища по оружию. Стоя над дымящимися костями лошади, он наступил ногой на череп, и упавшая оттуда змея укусила его. Олег заболел от укуса и умер. Эта традиция зафиксирована в летописи и А.С. Пушкин написал на основе своей знаменитой «Песни о пророке Олеге». Фактически, это обычная норманнская традиция. Практически такой же сюжет имеет исландская сага о викинге Орваре Одда, с той лишь разницей, что викинг, получив предсказание, не отдал лошадь слугам на содержание, а убил и засыпал тушу камнями. В повествовании прошлых лет говорится, что могила Олега находится в Киеве на горе Щековица, а Новгородская летопись (XI век) находится в Ладоге. Однако сама Новгородская летопись сообщает, что Олег вообще уехал за границу. Ясно одно: он унаследовал Олега, как унаследовал Рюрика, сына Рюрика, Игоря (норманн «Ингвар»).
Как это было постоянно в то время, новый правитель молодого государства должен был начать свое правление с подавления сепаратистских устремлений некоторых регионов. Племенной союз древлян, живших к западу от Киева, на территории современного украинского Полесья, отделился от Киевского государства. Игорь привел команду из непокорных племен и заставил их признать свою силу. В те же годы в европейских степях, в связи с упадком Хазарского каганата, племенной кочевник
союз пеценегов, говорящих на языке, предположительно, турецкой группы. При Игоре начались столкновения между Россией и пеценегами, хотя некоторые более поздние летописи сообщают, что Аскольд и Дир также воевали с пеценегами. Он надеялся, что после смерти Олега новый князь Руси не будет таким влиятельным и жестким,
и византийский двор. Византия перестала соблюдать условия ранее заключенного с Олегом договора. В 941 году Игорь и его свита отправились в поход на Константинополь по Днепру и Черному морю на 10 000 лодок. Русские солдаты опустошили все юго-западное побережье Черного моря и берега Босфора.
Против войск Игоря император мобилизовал вооруженные силы восточных губерний империи. После ожесточенного боя, тяжелых потерь и усталости византийцы, имевшие более организованную армию, сумели дать отпор княжеским
бдителен на море. Они сели в лодки и покинули берег. Подошедший к ним византийский флот на мощных боевых триерах начал жечь лодки грозным оружием: «греческим огнем», который представлял собой зажигательную смесь,
которые нельзя было погасить водой, и которые поливали вражеские корабли и укрепления из специальных сифонов. Русские солдаты еще не могли устоять перед таким «средневековым огнеметом»; было сожжено много лодок, солдаты утонули. Вернувшиеся в Киев рассказывали, как гласит летопись: «Как будто греки получили небесную молнию и, выпустив ее, сожгли нас. Поэтому и не превзошли их ». Однако Игорь не отказался бы от того, чего с таким трудом добился его предшественник Олег: от тех, кто обещал России экономический рост и процветание
выгодные торговые условия с Византией. В 943 году князь собрал отряды многих славянских племен, зависящих от Киева, нанял воинов из варягов и пеценегов, после чего с войском, потрясшим воображение современников своей многочисленностью, снова двинулся на Константинополь. Византийцы доложили римскому императору I Лакапину: «Русские идут – их не счесть .. они покрыли кораблями все море». Испуганный император послал к Игорю послов с просьбой о мире. Посоветовавшись с командой, слово которой в то время много значило, Игорь при встрече с императорскими послами в устье Дуная согласился взять у Византии денежное довольствие и без боя вернуться в Россию. В 944 году между Россией и Византией был заключен новый договор о привилегированной торговле для русских купцов, однако византийцы, выигравшие войну с Россией в 941 году, добились для себя некоторых уступок по договору 911 года.
В 945 году Игорь отправился со свитой в древлянскую землю, склонную к отделению от Киевского государства, для сбора налогов,
которые платили князю люди, признававшие его своим владыкой. Обычно дань состояла из меха пушных зверей, деликатесов и т.д. Князь объезжал свои владения, останавливаясь, чтобы собрать дань и принять наместников и
делегаты племен в своих местных резиденциях – кладбищах (от слова «посещать»). Закончив сбор дани, Игорь отправил основную часть своей команды в Киев, а сам решил прогуляться с небольшим отрядом по земле Древлянских для дальнейшей наживы (возможно, он не хотел делиться собранным с командой). Узнав об этом, древляне сказали: «Если волка не убить, он утащит все стадо». Напав на небольшой отряд Игоря, восставшие перебили всех его воинов, а самого князя, как сообщают византийские источники, разорвали на части, привязав за ноги к двум молодым загнутым деревцам. Впоследствии древляне отказались от повиновения в Киеве.
Сын Игоря Святослава (первого из князей России, имевшего уже не норманнское, а славянское имя) был еще мал, и ответственность за
его жена Ольга (Хельга) возглавила совет директоров. Видимо, судя по тому, что во время переговоров с византийским двором ею был направлен отдельный посол, ранее она играла важную роль в политическом руководстве Россией. В то время, еще до консолидации патриархальных традиций, согласованных с быстрым распространением христианства в России, это было обычным явлением для большей части Европы. Европейские народы, не так давно вышедшие из состояния варварства, сохранили многие пережитки матриархата, особое уважение к женщине как к матери, хранительнице домашнего очага. Славяне и норманны здесь не были исключением. О происхождении Ольги достоверно ничего не известно. История прошлых лет сообщает, что Игорь женился на Ольге в 903 году и был привезен к нему из Пскова. Однако его зовут Норман. Возможно, он происходил из семьи одного из партнеров Олега – норманнов, которых он уехал в Псков для выполнения каких-то административных функций, или даже губернатора.
Главной задачей правителя Руси было возвращение древлян к киевской власти. Древляне, как гласит летопись, несколько раз они посылали к Ольге послов с предложением выйти замуж за их князя Мала, и каждый раз княгиня, чтобы отомстить за смерть мужа, тонко убивала их. Затем он заставил древлян поклониться «трем воробьям и по три голубя от каждого дома». После того, как древляне заплатили такую странную «дань», Ольга приказала привязать к каждой птице воспламенившуюся серу и выпустить ее. Птицы с горящей серой вернулись в свои гнезда под крышами домов в главном древлянском городе Искоростень, которые сожгли весь город, и с ужасом вырвавшиеся из-за городских стен жители были убиты киевскими воинами. Конечно, здесь все покрыто фольклором и причудливыми подробностями, которые популярный летописец слухов привнес в свои работы. Однако из всего сказанного в летописи можно сделать вывод, что сепаратизм древлян подавляла вдова Игоря. Основная деятельность Ольги во главе древнерусского государства сводилась к укреплению внутренней стабильности. При ней, согласно летописи, были построены дополнительные кладбища, устраивались княжеские резиденции в отдаленных районах России. Власть племенных старейшин на местах постепенно сменилась властью тиун, княжеских правителей. Это означало не только общее усиление централизованного княжеского влияния, но и переход к юрисдикции княжеской власти в дополнение к традиционным военным и политическим вопросам, а также общим административным и судебным вопросам. Россия продолжала развиваться в сильное государство с прочной системой внутреннего контроля, а соседние державы больше не могли рассматривать славян как разобщенных и плохо организованных варваров.
Согласно летописи, в середине 1950-х гг. 10 век. Ольга уехала в Константинополь, где «полюбила свет и оставила тьму». В Константинополе Ольга приняла христианство, а сам византийский император (скорее всего, Роман II) стал ее крестным отцом. При крещении она взяла имя Елена. В летописи также говорится, что он выбрал императора своим крестным отцом, потому что был настолько очарован ее красотой, что хотел на ней жениться, то есть таким образом решил избавиться от своих брачных претензий. Фактически на тот момент ему было около 60 лет, и избрание императора духовными отцами только подчеркнуло его политическое влияние и, как следствие, международный престиж самой России. Крещение Ольги, однако, было ее личным делом и не предполагало принятия христианства ни большинством населения России, ни ее зарождающимся дворянским слоем. Сын Ольги Святослав остался верен языческой вере и обычаям, объяснив это тем, что иначе его команда посмеется над ним. В связи с ростом сына Ольга ушла из государственных дел. Он посвятил остаток своей жизни распространению христианства среди славян и построил несколько церквей. Когда она умерла в 969 году, как сообщает нам летопись, «ее сын, ее внуки и все люди оплакивали ее с великим плачем». Ее похоронили по христианскому обряду.