Образ Девы Марии является особенным для России. Конечно, во многих христианских странах (и даже в христианской культуре в целом) Дева Мария пользуется большим почитанием, но именно в России на протяжении многих лет этот образ не только активно культивируется, но и неоднократно позволял верующим найти защиту и надежду. Многие знакомы с Казанской и Владимирской иконами Богородицы, но есть и множество других чудотворных образов.
Божья Матерь присутствует не только в храме, но и в домашнем алтаре. Как говорит Писание, она почитается выше всех ангельских чинов.
Иконография Девы Марии
Существует четыре основных направления изображения Девы Марии с Младенцем на руках на иконах, если изучить эти вариации, то будет легче не только классифицировать каждую икону в отдельности, но и проникнуть в глубокий смысл того, что изображено.
- Оранта. Его легко узнать по открытым рукам Божьей Матери, поднятым к небу. Этот тип также часто ассоциируется с добродетелью веры. Богородица родила Спасителя, который пришел исцелить все человечество, и в этот факт верят православные христиане.
- Одигитрия. В этой иконе Божьей Матери смысл указывает на добродетель надежды. Ребенок находится на руках у матери, которая указывает на него одной рукой, как бы привлекая таким образом внимание зрителя. И действительно, каждый должен обратить свой взор (в том числе и духовный) ко Христу. В этом и заключается смысл данного послания. Христос на этой иконе благословляет Марию одной рукой, и этим символическим жестом он также благословляет всех верующих. В другой руке он держит свиток, который символически указывает на Евангелие, книгу, которая также ведет к спасению.
- Элеуса. Эта икона Божьей Матери содержит добродетель любви. Сюжет почти такой же, как и предыдущий, только Мария и ребенок нежно прижимаются щеками друг к другу. Это символизирует любовное совокупление, но опять же речь идет не только о земных ласках с ребенком. Христос здесь представляет божественную истину, а фигура Марии символизирует душу (или просто человека), которая общается с божественными инстанциями. Таким образом, эта икона передает любовь к Всевышнему, любовь к Христу.
- Тип акафиста. Как следует из названия, здесь используется акафист и другие гимны, посвященные Божьей Матери. Согласно указанному тексту, на изображении появляются различные символы, которые воплощают различные эпитеты, приписываемые Богоматери.
Кроме того, стоит отметить различные вариации, появившиеся с течением времени и эволюцией культуры. Часто к оригинальной иконе Богоматери, с которой была сделана копия, добавлялись некоторые детали.
Например, известна история Иоанна Дамаскина, который получил великий дар от Девы Марии – после того, как ему отрубили руку, рука выросла, и он снова мог славить Всевышнего. Благодаря этому стала появляться так называемая “троица”. Богородица изображена там с третьей рукой, которая напоминает нам о чуде.
Есть немало икон (в том числе чудотворных), посвященных Божией Матери, которые подвергались профанации (во время иконоборчества иконы резали и протыкали) и именно в этой ситуации творили чудеса. Например, Иверская икона кровоточила, как и Ченстоховская. Каждая из этих икон сохранила свои характерные недостатки.
Особого внимания заслуживает русская традиция иконописи, особенно работы Андрея Рублева, которые до сих пор высоко почитаются и содержат большие духовные сокровища. Известно, что иконы – это не только схематические изображения по установленным канонам, но и запечатление иконописцем молитвенного опыта и возвышенных духовных переживаний. Андрей Рублев сумел особенно четко передать на плоском иконном изображении какие-то тонкие и даже несколько эфемерные субстанции, именно поэтому они так привлекают верующих на протяжении веков.
Трудно переоценить значение образа Богородицы как для древней и современной России, так и для России будущей.
Эти иконы являются частью истории страны, истории этой земли, а зачастую и активными участниками событий, благодаря различным чудесам, которые явил Господь.