Икона Андрея Рублева

Джордж убийца драконов

Религия

Икона «Крещение Господне»

Икона Крещения Господня. 15 век, школа Андрея Рублева

Перед нами икона XV века «Крещение Господня» иконописца из кружка Андрея Рублева. Икона очень лаконична, соответствует евангельскому сюжету Крещения, показывая не только само Крещение, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился как Один в трех Лицах:

Бог Сын — Иисус Христос, Бог Святой Дух — в виде голубя и Бог Отец в виде голоса с Небес. «В Иордане, крестившись, Господи, Троица поклоняется…»,

— так поется в тропарии праздника. Иисус Христос впервые появился как один из Троиц. Поэтому праздник правильно называют не Крещением, а Крещением.

Своеобразие иконы и ее завораживающая красота заключаются в мягкости и особой нежности, с которой Спаситель окутывает и воду, и горы;

и как Иоанн Креститель низко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом ждут его ангелы на берегу, приготовив ленты как сосуды, и с какой нежностью иконописец расставляет краски и пробелы, делая изображение Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Тепло, исходящее от иконы он передается тем, кто молится.

Икона Крещения Господня.

Значок имеет подчеркнутый вертикальный размер. Он создан за счет направленной вверх реки и гор, вершины которых наклонены вправо, повторяя дугу Иоанна.

Вертикаль усилена двойным диагональным перемещением снизу вверх. Диагональ — от левого нижнего до правого верхнего угла — заканчивается рекой, впадающей в гору.

Другой — от нижнего правого угла до верхнего левого угла — проходит от нижнего уступа горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти диагонали пересекаются в центре — на фигуре Иисуса Христа, делая его центром и сердцем изображения.

Вертикальную линию сильно подчеркивает луч, в центре которого находится голубь. Тройной синий луч исходит от полукруга вверху иконы, который символизирует небо. Он сосредоточен на Иисусе. Это Бог Святой Дух, который нисходит на Сына-Бога, и в то же время слышен голос Бога-Отца:

«Это мой любимый сын, которому я доволен».

Образ Иисуса Христа занимает центральное место. Ее фигура хоть и хрупкая и вытянутая по вертикали, но полна силы: все ее конечности — грудь, плечи, руки, ноги — круглые и мягкие. Чресла опоясаны, хотя в других версиях Иисус изображен обнаженным. Мягкость создают мягкие изгибы реки, которая ритмично повторяет фигуру Спасителя, омывающего его и любовно переносящего по воде. Кажется, что фигура парит в воздухе, не касаясь воды.

Икона Крещения Господня. Фрагмент

Скалистые берега разделяются в нижней части фигуры — у подножия — и сужаются в самой широкой части, как бы поддерживая ее вместе с Ангелами, придавая фигуре устойчивость. Затем они снова расширяются на уровне плеч, сужаясь в ореоле и устремляясь вверх, смыкаясь над Его головой, полностью скрывая фигуру, как в ущелье.

Нежные отжимания, повторяющие и обнимающие фигуру Спасителя в музыкальном ритме, словно исполняют танец любви, тщательно сопровождая каждый изгиб тела Иисуса Христа. Горло, в котором находится фигура Господа, одновременно символизирует ад, гроб и смерть.

Это не случайные изображения. В Таинстве крещения при погружении в воду старик умирает, а оставив ее, рождается новый, отвергающий сатану и все его дела и приносящий клятву служить отныне и во веки веков не дьяволу, а чтобы Бог.

Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гробницу, показывает именно это значение и этот образ Таинства Крещения. Горло — это также образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех праведников Ветхого Завета.

Голова и лицо Иисуса повторяют образ Господа на рублёвской иконе «Спас»: такая же мощная шея, спокойный и мягкий взгляд, густые волосы, словно образующие нимб. Теплые светло-коричневые тона тела Спасителя подчеркивают нежность образа.

Икона Крещения Господня. Фрагмент

Слева мы видим изогнутую фигуру Иоанна Крестителя. Ступенчатые скалы возвышают его над Спасителем, и он вынужден поклониться Ему в жесте благословения.

Этот горбун подчеркивает, что раб, недостойный даже расстегнуть пояс у ног Мастера, крестит своего Мастера, перед которым он кланяется как недостойный.

Фигура Иоанна вообще очень странная: правая рука слишком длинная, крестящего Иисуса, и слишком маленькая, как бы укороченная, левая, спина тоже очень длинная.

Если бы Джон выпрямился, то сразу была бы видна вся нелепость фигуры. Ее ноги странно нарисованы: они кажутся скрещенными. Правая нога вытягивается так, как должна быть левая, и наоборот.

Эта абсурдность фигуры Иоанна на фоне стройной и изящной фигуры Спасителя подчеркивает рабство одного и божественное достоинство другого. Позади Иоанна вы можете увидеть дерево, которое придает ему устойчивость, потому что оно так сильно наклонено над Иисусом, что кажется, что оно вот-вот упадет. Обожание Джона перекликается с пиками гор: они тоже наклоняются в одном направлении и с одинаковым уклоном.

На противоположном берегу прекрасная группа ангелов в праздничном цветении, даже если о них ничего не сказано в Евангелии. Их количество разное на разных иконках. На этой иконе их четыре, и это отличительная черта этого издания, наполненного глубоким богословским и философским смыслом. Все ангелы носят сине-голубые одежды.

Впереди у нижнего лука два Ангела, на руках пышные одежды, похожие на полотенца, в которых будут приветствовать крещеных. Это приемники, готовые принять его, как только он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который еле виден за плечами первых двух, тоже в покрытой вуалью одежде, но в позе не такой торжественной, как первые два.

Икона Крещения Господня. 15 век, школа Андрея Рублева. Фрагмент

Но четвёртый Ангел выделяется прежде всего. Его руки покрыты, но он вознес их к небу в молитвенной позиции и смотрит на синий луч, указывающий на Спасителя, на голубя, спускающегося в этот луч — Святого Духа, и как будто он слушает голос Бога-Отца исходящий из небесного облака.

Икона Крещения Господня. 15 век, школа Андрея Рублева. Фрагмент

Все Богоявление и богословский смысл праздника заключены в образе этого Ангела. В то время как все остальные — Иоанн Креститель и три ангела — непосредственно участвуют в действии Таинства Крещения, четвертый, единственный из них, созерцает Явление Бога — Троицу Троицы.

Этот Ангел окрашен в оттенки Божественного синего, что подчеркивает его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами.

Ангелы, хотя их четыре, не искажают равновесия иконы, потому что фигура Иоанна Крестителя уравновешивает правый и левый берег реки. И их руки встречаются на голове Господа, обнимая его.

Культ человеческих фигур и движение природы вверх и вверх следуют за движением рук Господа: правая рука Спасителя согнута в локте, как бы указывая на человека на своем месте перед Богом, слегка согнутая влево соответствует движению Иордана и гор.

Икона Крещения Господня. 15 век, школа Андрея Рублева. Фрагмент

Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже изображениями из античности.

Итак, в реке мы видим седого старика внизу. Это изображение реки Иордан. А внизу справа еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это изображение моря. И вместе оба являются видимыми образами псалма:

 «Смотри на море и беги прочь, Джордано возвращается…»,

указывающий на пророческий образ перехода через Красное море и прототип крещения в Новом Завете. Сами фигурки — древнее достояние, ведь у евреев изображение человека было запрещено. Это также олицетворение двух потоков Иора и Дан, в месте слияния которых образовалась река Иордан.

В целом впечатление, которое оставляет икона, можно назвать песней о любви. И это отличает его от всех остальных версий, изображающих Крещение Господне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии