Для непосвященных Япония – это далекая страна, где по улицам все еще ходят самураи, на стол подают только суши, а все без исключения должны совершить харакири.
Думать так не совсем правильно, и говорить об этом – значит создавать впечатление невежества. Но в действительности это далеко не так. Япония – страна, где традиции соблюдаются дольше всего, и некоторые из ритуалов актуальны и сегодня.
Неспециалисту японские ритуалы могут показаться очень жестокими и бесчеловечными, но если вникнуть в суть гражданско-общественных отношений и понять процессы японского общества, то многое становится понятнее. Это в полной мере относится к харакири – явлению в жизни и культуре Японии, о котором мы знаем очень мало. Нам нравится это слово, но его значение далеко от того, что мы думаем.
Откуда появилось и что означает? В чем главная путаница?
Харакири – это разговорное слово в японском языке, которое буквально означает “вскрыть себе живот”. Хотя, если углубиться в анализ этого слова и разложить его на составляющие, то вырисовывается несколько иное значение.
В переводе с японского “хара” означает “душа”, “смысл” или “намерение”. Нет нужды говорить о том, что у многих народов существуют особые ритуальные отношения с душой. Таким образом, для японцев живот – это место, где хранится душа человека, и намерение освободить ее таким образом становится понятным. В этот момент начинает вырисовываться картина, которая позволяет объяснить многие вещи.
Давайте называть вещи своими именами. То, с чем мы обычно ассоциируем харакири, – это самоубийство, совершаемое любым человеком по добровольным морально-этическим причинам. В Японии это выражение имеет другой оттенок, более социальный. В японском обществе, когда говорят, что кто-то совершил самоубийство, вспоров себе живот, говорят “харакири”.
Правила сэппуку
Вы никогда не встретите такого выражения в японской истории или литературе. Здесь о таких вещах говорят с другой точки зрения. Ритуальное самоубийство, совершенное по всем канонам и правилам, называется сэппуку. В чем разница, если оба слова написаны одним и тем же шрифтом. Разница в том, что харакири – это японское прочтение иероглифов, а сэппуку – китайское прочтение того же набора иероглифов. Сэппуку и харакири буквально означают одно и то же – способ самоубийства, только в каждом случае есть своя интерпретация фразы и смысла.
Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку
С самого начала следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай, и сегодня в Японии о нем упоминают только при воспоминании исторических фактов. В то время как харакири стало известным именем в современном обществе, сэппуку постепенно забывается.
Это выражение можно встретить в японской поэзии и эпической поэзии. Принципиальной разницы в значении нет. Харакири обычно совершали простые люди, в то время как сэппуку было привилегией элиты.
Вы никогда не услышите, чтобы благородный воин или чиновник, член клана самураев, совершил харакири. Это событие было принято представлять публике с особым ликованием. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, побуждающие самурая совершить самоубийство, но и регулировал сам процесс.
Ритуал
Недостаточно было взять простой нож и выпотрошить себя. Прежде чем душа самурая переходила в иной мир, требовалось соблюсти множество тонкостей и нюансов. Здесь следует напомнить, что жизнь самурая всегда строилась в строгом соответствии с кодексом чести – бусидо.
Именно там смерть самурая занимала особое место. У самураев с детства было особое отношение к смерти. Сэппуку считалась самой почетной смертью элитной касты воинов, совершаемой по самым строгим правилам и канонам. Остановимся на некоторых деталях ритуала.
- Во-первых, сэппуку часто использовалось в качестве казни виновного. Вместо процедуры вскрытия живота самурая обезглавливали по приказу его хозяина или императора;
- Во-вторых, сам ритуал был призван показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов и глубину раскаяния;
- В-третьих, самым важным был способ лишения себя жизни.
Для самурая всегда было важно принять смерть с достоинством. Часто это делалось демонстративно, в специально поставленной сцене. Когда приказывали сэппуку, обезглавливание самурая было попыткой спасти его честь и достоинство.
Саморазрушительное решение умереть включало в себя вскрытие брюшной полости. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Выбор оружия для поражения цели и положение тела самоубийцы были чрезвычайно важны.
Следует отметить, что каждого самурая учили этому ритуалу с детства. В случае с мужчинами был выбран самый кровавый метод вскрытия брюшной полости, который практически не оставлял шансов на выживание. Женщины-самураи выполняли более простую процедуру, используя кайкен. Девушка может легко покончить с собой, вонзив нож в сердце или перерезав яремную вену на шее.
Девушка-самурай
Для девушки было важно принять целомудренную позу со связанными ногами. Позу самоубийцы следует уподобить увядшему цветку.
Орудием убийства служило личное оружие самурая – ножи и мечи, выдаваемые ему при посвящении в воинскую касту. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это может быть танто, холодное оружие с длинным и острым лезвием, или любое другое холодное оружие с заточенным лезвием.
Нож Танто
Чтобы обеспечить правильное течение акта самоубийства, за его ходом следил специальный человек – кайдзяку, готовый в любой момент обезглавить самурая и прекратить его страдания.
Этическая сторона харакири и сэппуку
В японской традиции, уходящей корнями в далекое прошлое, широко распространена вера в многократное перерождение человеческой души, поэтому важно умереть достойно. Харакири не требует особых условий.
Самураю было достаточно просто принять решение и совершить акт самоубийства в соответствии с традицией. Сэппуку, с другой стороны, требовал особых условий для проведения ритуала. Место, где проводился ритуал, было тщательно выбрано. Власти должны были присутствовать на церемонии. Церемония проводилась специально обученным человеком в присутствии кайшаку.
Церемония сэппуку
Если самурай погибал в бою, не было смысла проводить церемонию. Совсем другое дело, если проступок или преступление самурая совершалось в мирное время. Тогда сеппуку было обязательным. Требовалось сеппуку, а не харакири. Существовало множество причин, по которым самурай мог совершить акт самоубийства. Среди наиболее распространенных причин для проведения ритуала были следующие:
- “смерть по следу”, т.е. самурай совершает самоубийство, следуя за мертвым господином или сюзереном;
- самоубийство из-за собственной ответственности за негативные последствия, к которым оно привело;
- Добровольная смерть из-за собственных убеждений;
- Самоубийство из-за неспособности осознать собственную ярость по отношению к врагу
- Харакири по причине собственной финансовой или социальной несостоятельности.
Акты коллективного самоубийства не были редкостью в Японии. Харакири часто совершали влюбленные пары, чья совместная жизнь была невозможна из-за кастовых предрассудков. Во времена лишений, голода, войны и большого семейного позора родители и дети совершали коллективный акт самоубийства.
Сеппуку
Вся церемония требует, чтобы самурай прошел от начала до конца, ведя себя достойно, не крича и не корчась от боли. Самое главное, чтобы его смерть была красивой и достойной. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это было равносильно еще большему позору. Существовала негласная статистика, фиксировавшая акты сэппуку в Японии. Отрывки из акта самоубийства какого-нибудь дворянина часто появлялись в литературе. Было принято определять сэппуку в поэтических и лирических тонах, сравнивая добровольную смерть с актом очищения.
Современное отношение к харакири и к сэппуку
Со временем японское общество, которое до сих пор было закрыто для внешнего мира, начало трансформироваться. Отношение к смерти также менялось. Хотя самураи по-прежнему пользовались большим уважением, сэппуку и харакири были предназначены исключительно для знати.
Более бедные дворяне предпочитали искать другие выходы, а не кончать жизнь самоубийством.
Длительный период мира, царивший в Японии со второй половины XVIII века, сделал некоторые ритуалы самурайской жизни чисто символическими.
Харакири японских солдат
Кодекс чести бусидо по-прежнему распространялся на высокопоставленных чиновников и военнослужащих. Каста военных, всегда считавшаяся самой влиятельной в Японии, сохранила свои традиции. Сеппуку, о котором еще можно было услышать во время Второй мировой войны, занимал в них особое место. Сотни японских офицеров совершили сеппуку перед капитуляцией.
Массовое сеппуку, которое совершили японские офицеры, узнав, что император Хирохито отрекся от престола, считается вопиющим фактом. Харакири не было так распространено среди простых японских солдат, как среди офицеров. Простая биография солдат и их естественное желание пережить ужасы и тяготы войны сыграли свою роль.
Сеппуку и харакири были официально объявлены вне закона в Японии до 1968 года, но и сегодня потомки самураев нередко заканчивают свою жизнь таким образом.