Гнев

 

Гнев — 1) Гнев Бога — Божественное действие; Божья реакция на грех, выраженная в переносном смысле; 2) сильная степень возбуждения естественной для человека раздражительной силы души из-за недовольства кем-то, чем-то; 3) греховная страсть, связанная с сильной подверженностью человека чувству гнева (согласно распространенному утверждению в аскетической литературе, гнев входит в восьмерку самых вредных страстей).

По сути, гнев — это не умышленное презрение к Богу: он может служить для добрых дел, но может также привести к плохим целям. Господь запретил не всякий гнев, но гнев «суетный» (Матфея 5:22). И апостол говорит: «Не грешите в гневе» (Еф. 4:26), указывая, таким образом, на то, что гнев не может быть вызван грехом.

Гнев как грех — это извращенное проявление «раздражительной стороны» души. Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души противостоять злу. В результате грехопадения эта сила души была извращена и стала для большинства людей худшим пороком.

По единодушному мнению святых отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносное, антропоморфное значение.

***

… Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага. Но я говорю вам: любите своих врагов, благословляйте проклинающих вас, делайте добро тем, кто вас ненавидит, и молитесь за тех, кто оскорбляет и преследует вас, чтобы вы были детьми вашего Небесного Отца, потому что Он повелевает своему солнцу взойти на нечестивых и добрых и проливает дождь на праведных и неправедных (Мф 5: 43-45).

Избегайте глупых и невежественных состязаний, зная, что они приводят к ссорам; Но раб Господень должен не ссориться, а быть ко всем дружелюбным, обучаемым, добрым, с кротостью наставлять противников, если Бог даст им покаяние для познания истины, дабы они освободились от сети диавола, Который взял их в свое завещание (2 Тим 2, 23-26).

***

протоиерей Валериан Кречетов:
Прежде чем что-либо сказать, всегда говорите себе: «Господи, благослови!» Даже если внутри у вас все кипит, прежде чем все выразить, скажите: «Господи, благослови!» Ну можешь потом ругаться? Вы, конечно, не можете. Рот закроется сам собой.

схема-игумен Савва (Остапенко):
Вы не должны ни с кем разговаривать на повышенных тонах. Если гнев вдруг закипает в вашем сердце, знайте, что это исходит от дьявола, ведь от Бога в душе всегда мир, тишина, покой.

благословенный Диадокус из Фотики:
Иногда гнев приносит величайшую пользу .. когда мы беспристрастно используем его против нечестивых или действуем каким-либо образом нагло, чтобы они спаслись или постыдились.

с. Джованни Дамаскено:
Есть три типа гнева: раздражение, гнев и месть. Гнев — это гнев, который начинается и переходит в возбужденное состояние. Гнев — продолжительный гнев или недовольство; месть — это гнев, ожидаемая возможность отомстить.

с. Абба Доротео:
невозможно сердиться на ближнего, если его сердце не возвысится над ним первым, если он не унижает его и не считает себя выше него.

с. Иоанн Златоуст:
Когда кто-то оскорбляет вас, смотрите не на обидчика, а на дьявола, который ведет его и изливает на него весь ваш гнев, и смилуйтесь над тем, кого он возбуждает.

священник Александр Ельчанинов:
Когда вас переполняет чувство гнева по отношению к кому-то, тогда представьте, что и вы, и он должны умереть — и как до этого его вина станет незначительной и насколько неправильным является ваш гнев, каким бы формальным он ни был.

святой Феофан, отшельник Вышенский:
Гнев и негодование из гордости, согласно которым мы признаем себя достойными; поэтому, когда кто-то осмеливается не отдать нам должное, мы курим и замышляем месть… Постарайтесь, не теряя ни минуты, взять себя в руки и разрушить самооценку. Сделано по закону:

  1. всегда ожидайте неприятностей и, когда они прибудут, встречайте их как желанных гостей;
  2. когда есть что-то, что может огорчить и раздражать вас, довольно осторожно бегите к своему сердцу и, насколько это возможно, постарайтесь не позволить этим чувствам возродиться. Протяни руку и молись. Если вы не позволите этим чувствам возникнуть, все закончится; потому что все из чувств;
  3. не смотреть на обидчика и обиды; здесь вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. В противном случае чувство гнева не может утихнуть;
  4. примените это ко всем молоткам: сохраняйте любящий взгляд, любящий тон речи, любящий призыв и, самое главное, делайте все возможное, чтобы не напоминать тем, кто вас оскорбляет, об их несправедливости.
Читайте также:  Две сильные молитвы иконе Божией Матери Троеручица

ревизия Джузеппе л’Эсикаста:
Когда он находит на вас гнев, заткнись и не разговаривай с теми, кто тебя оскорбляет, бесчестит, осуждает или искушает тебя всеми возможными способами без причины. И эта змея войдет в сердце, поднимется к горлу, и, поскольку вы не дадите ей выхода, она задохнется и взорвется. А если это повторить несколько раз, он станет слабее и совсем прекратится. Я обнаружил это во многих отличных тестах.

***

Архимандрита Рафаил (Карелин):

Злой подобен бомбе, которая может взорваться в любой момент. Даже если злой человек прав, то его слова, опьяненные злобой, как яд, не будут восприняты другим человеком — он попытается защитить себя от них, как черепаха, просовывающая голову в свой панцирь: в конце концов, человек, который бывает избитым во время ссоры, не думает, кто прав, а кто виноват, а пытается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но и его внешний вид становится зверем. Если бы он в этот момент посмотрел в зеркало, то не узнал бы себя в существе, у которого зубы были обнажены, как клыки, глаза искрились, лицо покраснело, будто залито малиной краской. Часто человек корчится и делает странные движения, например, трясет во время лихорадки.

Некоторые считают, что злость, в отличие от других страстей, не доставляет даже иллюзорного удовольствия. Но нам кажется, что это не так. В состоянии гнева человек испытывает темное звериное наслаждение, как если бы он ел свою добычу и отдавался этому чувству сладострастия.

Гнев бывает многих видов. Это змея, рождающая маленьких, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змеи — гнев, ненависть, зависть, ревность, негодование, которые делают несчастными как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями, и тогда возникает целый спектр цветов и оттенков, как если бы луч преломлялся через кристалл.

Сочетание гнева и жадности порождает ненависть к бедным. Скупой смотрит на них как на агрессоров, вторгающихся в его собственность и благополучие. Он называет их бездельниками, лицемерами, обманщиками, паразитами, паразитами общества, пиявками, высасывающими тела честных тружеников и пьющими их кровь. В душе он готов к изгнанию всех нищих на какой-нибудь необитаемый остров или к расстрелу как бродячих собак, поэтому люди боятся гулять по улице. Когда он слышит о воровстве и грабеже, первая мысль состоит в том, что его можно ограбить и лишить денег, и он заранее переживает возможные потери, как священник, чьи идолы были украдены из храма ворами. Он возмущается, что законы снисходительны к ворам, и думает: как было бы хорошо, если бы нам, как в некоторых мусульманских странах, отрубили руки и уши, а воров, как в старой Англии, сожгли заживо. В незнакомце, случайно остановившемся у ворот, он подозревает злоумышленника.

Гнев в сочетании с грустью порождает раздражительность, разочарование, ропот и хроническое недовольство всеми и всеми.

Гнев в сочетании с отчаянием порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против Божьего провидения, богохульство против Бога и часто агрессивный атеизм. Это состояние — предвестник отчаяния и одна из причин суицида.

Читайте также:  Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Гнев в сочетании с тщеславием порождает зависть, негодование и месть. Для такого человека враг — это уже тот, кто его как-то преодолел или преодолел. Он готов использовать против своего «соперника» самые низкие средства: едкие насмешки, сплетни, клевету и донос.

Гнев в сочетании с гордостью порождает ненависть к человечеству, фанатизм и безжалостность. Эти две страсти находят отклик в пафосе революционных трибун. Когда эти люди приходят к власти, они становятся постоянными убийцами и навязчивыми некромантами, особенно если к этому добавить параноидальный страх перед их преступлениями. Согласно легенде, этот страх преодолел Каин после убийства Авеля. Он дрожал, как лист, и постоянно перемещался с места на место, словно его преследовали невидимые мстители, как призрак убитого брата: он прятался за стенами построенного им города, потом скитался в горах и прятался в рощах леса, пока он не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшей его за зверя.

Римский император Калигула — садист и параноик на троне римских цезарей — сказал, что сожалеет о том, что у человечества нет ни одной шеи, чтобы отрубить ему голову ударом меча.

Гнев представляет собой высшую степень проявления гнева. «Огненный» означает «огненный». В состоянии гнева человек проявляет демоническое стремление к разрушению, более ужасное, чем инстинкт животного, почувствовавшего кровь. В таком состоянии он не жалеет ни своей жизни, ни чужой. Александр Македонский, прозванный Великим, не проиграл ни одной битвы в своей жизни, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды в состоянии внезапной злости он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен, как Ахиллес и Патрокл, а затем сам ужаснулся его поступку и горько оплакивал убитых.

Среди других поколений гнева отметим следующие страсти:

Беззаконие — это окаменевший гнев; он гнездится глубоко в сердце и в любой момент может вспыхнуть, как угольки, горящие под пеплом, если бросить на него кисть.

Месть — это постоянное желание навредить нападающему. Подчиненный этой страсти, он подобен ночному убийце, который, пряча нож в складках своей одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии гнева человек бросается на врага, не прячась и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

Зависть — это боль за чужую радость и радость за чужую боль.

Ревность — следствие безумной привязанности к человеку и страха потерять объект своей страстной любви. Это змея, которая живет в сердце и постоянно его кусает. Для ревнивца смерть лучше, чем потеря кумира.

Есть еще один вид гнева: холодное равнодушие, это огонь, превращенный в лед. Христианам велят забыть проступки, и в этом случае человек пытается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, стереть свое имя из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; это скорее напоминает буддийское безразличие и презрение к стоикам, для которых месть является унижением: мудрец уравняется с невежественным, аристократ духа — с вонючим плебеем.

Жестокое обращение с животными также относится к греху гнева: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову кукле, затем терзает кошку, кидает камни в собаку и выхватывает крылья у бабочек. Начните получать удовольствие от причинения вреда другим. Эти люди часто становятся маньяками и садистами, которые не только убивают, но и истязают своих жертв.

Как справиться со страстью гнева? Прежде всего, от тишины. Если гнев поднимается к вашему горлу, остановите его, закройте его, как скорпион, попавший в банку, не вступайте в разговор прямо сейчас, даже если это было так же сложно, как не кричать, когда он обгорел. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего хорошего, кроме одного: успокойся. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человеку во время гнева удалось промолчать, то это первая победа. Тогда он будет радоваться в душе, что на этот раз демон не смог его обмануть. После того, как он успокоится, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку, чего он хочет. […]

Читайте также:  Каин и Авель: легенда о братьях и история первого убийства

Чтобы бороться с гневом, необходимо изменить моральные принципы человека. Одна из причин гнева — разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом необходимо учитывать наши желания и стремления, если они верны. Ложное желание, основанное на страсти, порождает ложные убеждения. Человек попадает в область иллюзий, образы которой питают разум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударяющаяся о камень, — обратная волна. Поэтому для борьбы с гневом необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого необходимо очистить ум от фантазий и воображения, порождающих иллюзию мысли, а сердце — от гордости и притязаний на особое место в мире.

Следовательно, борьба с гневом должна начинаться с коррекции психической силы — разума, затем — желаемой силы (область эмоций), а затем — раздражительной силы (реактивной силы души).

Для борьбы с гневом, как и с другими страстями, нужна внутренняя молитва. Если откладывать спор до полного успокоения сердца невозможно, то нужно дать себе правило: 33 раза произнести Иисусовую молитву, прежде чем отвечать человеку. Вы также можете прочитать стих псалма: «Господи, храни устами моими и воротами забора на устах моих».

Есть два типа гнева: естественный и греховный. Естественный гнев — необходимое свойство человеческой души, которое защищает ее от вторжения невидимых духовных змей, так же как иммунная система защищает человеческое тело от принципов, вызывающих болезни. Это гнев против дьявола и против греха. Он хранитель души; без него невозможны чистота сердца, обретение благодати и любви к Богу. Библия говорит о таком гневе: «Гневайся и не греши».

Без гнева невозможно очистить душу от страстей и отогнать нечистые мысли во время молитвы. Без святого гнева любовь низводится до безразличия и потворства греху. Многие объясняют свое безразличие к снисхождению и милосердию, но на самом деле в их душах угас святой гнев на грех и исчезла любовь к Богу. В борьбе есть прием: обратить силы врага против него. В духовной борьбе нужно научиться преобразовывать святой гнев против страстного и извращенного гнева. Великое искусство гневаться гневом. Поначалу это покажется парадоксальным: как потушить пожар огнем, остановить ветер ветром и перекрыть русло другой реки рекой? Но упражнения в этом искусстве и опыт научат вас, что делать. Следует гневаться гневом, как постыдным состоянием божественной души.

При этом раскрывается причина греха, которая ранее была скрыта от человека. Если это сравнение можно использовать, то гнев, подчиненный разуму, подобен ручному льву, защищающему своего хозяина от хищных животных.

В настоящее время начали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе и гневом, основана на порочных антропологических предпосылках, а именно на том, что само человеческое тело кажется злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а разрушать. С уничтожением естественного гнева устанавливается состояние эмоционального безразличия, исчезает отвращение к греху и постепенно стирается грань между добром и злом.

Борьба с гневом — это одновременно пробуждение, высвобождение и восстановление естественного гнева в его прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и регенерации всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гнева на гнев, сможет сначала подавить вспышки этой страсти, как огонь гаснет водой.

Монах Иоанн Лествичник пишет, что есть люди, которые от природы невинны и сердиты, но последним нравится больше, если они добились своей страсти тяжелым трудом и делами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии